Граната Олега Анофриева

30 лет назад на экраны вышла знаменитая сказка «После дождичка в четверг». И почти 35 лет назад зрители впервые увидели сказку «Там, на неведомых дорожках». Легендарный царь Авдей и Соловей-разбойник – народный артист России Олег Анофриев. 86-летний исполнитель песни «Есть только миг» живет с женой близ Рублевки в собственном доме. Мы напросились к нему на разговор.

– Олег Андреевич, как ваше здоровье?

– Здоровье отвратительное, дышать нечем, потому что возраст чудовищный, для меня, во всяком случае. При всех моих болячках, операциях удивительно, что я еще топчу эту землю. Началось все с того, что во время войны я потерял пол-руки (когда началась Великая Отечественная война, герою нашей публикации было 11 лет. – Авт.). Граната, которую я нашел на улице и решил с ней поиграть, взорвалась у меня в руках, пальцы отлетели, потом их прикрепили частично. Левая рука плохо работала, но я ею аккомпанировал на рояле до последнего. В шестьдесят каком-то году у меня был первый инфаркт, потом перерыв большой, потом долгое лечение у профессора-кардиолога Евгения Ивановича Чазова. К сожалению, он сейчас сам лежит в клинике, мой любимый дорогой доктор. После инфаркта у меня появилась сердечная недостаточность, развился порок сердца. 10 лет назад мне сделали шунтирование сосудов, здоровые вытащили из ног и поставили их в сердце. Сейчас живу на лекарствах, каждый день их принимаю. Все-таки при всем при этом дожить до 86, сами понимаете. Это рекорд в какой-то степени.

Вот что я могу сказать по поводу сегодняшнего существования? Все время ищу возможность увлечь себя, самовыразиться, поэтому в последнее время мощной струей текут стихи, спасаюсь творчеством. Я их быстренько оформляю на бумаге. Потом начинается долгая редакторская работа. Только что получил тираж новой книги, забрал полностью из издательства. В ней авторские права начинаются и кончаются моей фамилией. Вот это то, чем я занят. Теперь у меня забота, как мне вернуть деньги, которые истратил на издание книги. Сегодня действительно безумно дорого издать полноценную книгу на хорошей бумаге, с хорошей обложкой. 

– Сколько вы потратили денег на это? Какой тираж книги?

– Больше 200 тысяч российских рублей за ограниченный тираж 500 экземпляров. Уже успел реализовать половину тиража, книга вызывает интерес, только нужно найти тех людей, кому она адресована. Это не популярный сейчас Шнуров, это поэзия, которая может быть убедительной в любой момент.

– Что бы вы еще хотели осуществить в плане творчества? Какая у вас есть мечта?






















У артиста большой двухэтажный дом, участок 50 соток с газонами, фонтанами и деревянными героями «Бременских музыкантов», он сделал их сам. Живет актер недалеко от дачи Пугачевой
– Теперь уже ничего. Меня беспокоит одна мысль: только издашь книжку, как тут же появляется с десяток новых стихов, которые не вошли туда.

– А сколько у вас неопубликованных стихов? 

– На пару хороших книг еще хватит. Чтобы не зазнаваться и не зарываться, потому что не все можно назвать стихотворением, стихов не так и много, но где-то под сотню есть. Если их разбавить лучшими старыми, то опять получается 200 стихотворений – полноценная книга.

– Вы сказали, что вам помогает творчество, а как же семья?

– Вы знаете, какая штука. Судя по всему, старт был правильно взят в свое время, и детей я воспитал правильно. У меня одна дочка (57-летняя Мария работает врачом. – Авт.), потом родилась внучка, потом еще одна внучка, потом правнучка, и вот наконец-то пять лет тому назад появился долгожданный мужичок, мой правнук Олежка, ему уже 5 лет. Они приезжают ко мне часто. Дочка Маша много раз лечила. Она и ее дочь Наташа стали известными остеопатами, которых знает вся Рублевка.

– Писали, что вы не общаетесь с внучкой Настей, это правда? 

– Мы очень редко видимся, почти не созваниваемся (Настя по профессии соцработник. – Авт.). Хотя не ссорились, не делали друг другу гадости. Но никогда и не испытывали друг к другу пылких чувств. У нее своя семья, есть дочь Маша, моя правнучка. Как мог, я им тоже помогал. Все у нее в порядке, тем более что ее молодой человек, за которого она вышла замуж, имеет все, что нужно. 

У Насти с детских лет был свой круг общения, у нас – свой. Между собой они, кстати, Наташа и Настя, очень хорошо ладят. Они даже за городом недалеко от меня живут летом в одном доме, который построили на всю семью: и на Настю, и на Натулю. Большой, хороший дом, так что им там не тесно. Так с детства повелось. Поздравляем друг друга с днем рождения. У нас свои правила: чтобы ни о чем не думать и никого не обидеть, мы дарим 200 долларов, и на этом вопрос закрывается. Обе стороны довольны.

– Сколько лет вы уже вместе с женой?

– 63 года вместе с Наташей, она тоже врач, сейчас на пенсии, ей 84 года. Мы «снюхались» в год смерти Сталина, а через год поженились официально. Это, значит, 54-й год. Считайте сами. Деньги люблю считать, а вот годы – нет. Шучу, конечно.

Наталья Георгиевна и Олег Андреевич вместе 63 года!

Мало кто может похвастаться такой датой, как мы! Особенно в современном мире, когда каждая вторая пара разводится через год совместной жизни. 

– В чем залог вашего семейного счастья?

– Для этого нужно обладать характерами, которыми обладаем мы. Ссоримся, выясняем отношения, но тут же моментально все забываем. Самое главное – идем на компромиссы. Вот последний случай: сижу дома в кофте, которую мне подарил сосед, – кавказская безрукавка зеленого цвета. Она увидела, сказала: «Боже, крокодил Гена сидит! Сейчас же сними эту гадость!» Пришла внучка, которую жена обожает, и сказала: «Ты что, с ума сошла? Прекрасный зеленый цвет». И Наташа замолчала, потому что я тоже сказал, что мне нравится. Вот так мы в битвах и живем, сражаясь, но обожаем друг друга.

– Вы верующий человек?

– Есть два понятия: верующий и воцерковленный. Я не воцерковленный. У меня есть место для молитвы дома. Сейчас многие русские интеллигенты делают именно так, потому что православная церковь стала очень помпезной. Вся золотая, начиная от куполов и заканчивая обувью: все блестит, одно золото кругом, это не по мне. В моем молельном уголке стоят иконы Матери Божьей, Николая Угодника, дорогих моему сердцу лекарей Пантелеимона и Матроны Московской. Конечно, мой ангел-хранитель – святой благоверный князь Олег Брянский. У меня в книге есть раздел, который так и называется: «Евангелие». 

Я даже написал стихотворение о встрече с Богом «Последняя встреча»:

«Будь готов! – сказал мне Бог. 

– Путь земной не вечен».

Я сказал: «Всегда готов 

к нашей скорой встрече».

Подытожил все дела, 

связи все порушил,

От предательства и зла 

Поотчистил душу.

И пишу, пишу, пишу. 

С грустною улыбкой

Рассказать другим спешу 

Про свои ошибки.

Только что им опыт мой? 

Мы давно с усами.

И с сумою, и с тюрьмой 

Разберемся сами.

Что ж, живые – о живом. 

Вам намного легче.

Вот вопрос: зачем живем? 

Помните о встрече. 

Ангелина Сурина. 

Советская Белоруссия № 179 (25061). Суббота, 17 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter