Граммы тонну берегут

Затраты дизельного топлива в сельском хозяйстве республики распределяются примерно следующим образом: растениеводство — 53 проц., животноводство — 9, транспортные и погрузочно-разгрузочные работы — 30, сушильное хозяйство — 6, прочие потребители — 2 проц. Если оценивать различные технологические процессы в растениеводстве, то наиболее энергоемкими из них являются уборка и послеуборочная обработка продукции (40—80 проц. затрат энергии), основная и предпосевная обработки почвы (15—35 проц.), подготовка и внесение удобрений (до 30 проц.).

Умеем ли мы по-хозяйски расходовать дизтопливо?

Затраты дизельного топлива в сельском хозяйстве республики распределяются примерно следующим образом: растениеводство — 53 проц., животноводство — 9, транспортные и погрузочно-разгрузочные работы — 30, сушильное хозяйство — 6, прочие потребители — 2 проц. Если оценивать различные технологические процессы в растениеводстве, то наиболее энергоемкими из них являются уборка и послеуборочная обработка продукции (40—80 проц. затрат энергии), основная и предпосевная обработки почвы (15—35 проц.), подготовка и внесение удобрений (до 30 проц.).

Основные потери топлива при эксплуатации техники в растениеводстве связаны с наличием неоптимально скомплектованного машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий, неправильным выбором состава и режимов работы агрегатов, нарушением правил использования и технического обслуживания тракторов, автомобилей и комбайнов. Потери при транспортировке, хранении и заправке машин связаны с эксплуатацией машинно-тракторного парка, поэтому их целесообразно рассматривать в едином комплексе.

Где же теряются нефтепродукты во время транспортировки техники? В местах нарушения герметичности емкостей, неисправности клапанов или арматуры перекачивающих устройств. Топливо при сливе в резервуары нефтебаз теряется от испарения, переливов, подтекания арматуры автоцистерн. Бывают утечки топлива при сливе отстоя из резервуара, а также от «больших и малых дыханий». «Большие дыхания» происходят при заполнении и опорожнении резервуара, «малые» — при изменении температуры топлива в резервуаре. По данным точных замеров, месячные потери бензина из резервуара емкостью 10 м3 с открытой крышкой горловины составляют до 500 кг бензина, а из резервуара емкостью 50 м3 — до 3 тонн. На величину потерь топлива от испарения большое влияние оказывает степень заполнения резервуара и его окраска. Например, при заполнении открытого и неокрашенного резервуара на 60 проц. (в емкостях от 3 до 25 м3) теряется 2 проц. бензина, а при заполнении 80 проц. объема — в два раза меньше. Герметизация резервуаров и окраска их в серебристый цвет при той же степени заполнения (60—80 проц.) позволяют снизить потери на 0,3—0,2 проц. При заправке машин с помощью ведер и леек теряется 1,5—2 проц. бензина, а при механизированной заправке — 0,1—0,2 проц. В целом потери нефтепродуктов при транспортировке, хранении и заправке машин иногда составляют около 4 проц. общего расхода.

 Неправильный выбор состава, режимов агрегатов приводит к непроизводительным потерям топлива. Перерасход его в ряде случаев объясняется недоиспользованием тяговых возможностей тракторов и мощности их двигателей. При работе агрегатов на скоростных режимах расход топлива также увеличивается.

Величина непроизводительных потерь топлива зависит от уровня организации использования техники. Сюда входят нерациональное планирование механизированных работ в растениеводстве, подготовка полей, обслуживание механизаторов и т. д. Все это — непроизводительные потери времени на подготовку агрегатов, холостые переезды и др. В результате коэффициент использования времени смены агрегатов с тракторами иногда снижается до 0,35—0,4, при этом время холостой работы достигает 2—3 часов за смену. Если учесть, что расход топлива за час работы двигателей тракторов тяговых классов 5, 3 и 1,4 на холостом ходу составляет 4,2—3,1; 2,3 и 1,4 кг, то нетрудно подсчитать количество топлива, которое теряется ежегодно. Приведем пример. Трактор на остановках тратит за час 2 кг дизельного топлива. В течение года он работает около 200 дней. Если уменьшить ежедневную продолжительность использования двигателя при остановках всего на 20 минут, то за год экономия на каждом тракторе составит 66 часов, или 120 кг горючего.

Важным фактором, влияющим на расход топлива, является поддержание тракторов и сельскохозяйственных машин в технически исправном состоянии. Например, неисправность или неправильная регулировка одной форсунки дизельного двигателя увеличивает расход топлива на 15—20 проц. При отклонении угла начала подачи топлива на 3—5 градусов удельный расход возрастает на 4—8 проц. Понижение температуры охлаждающей жидкости на 30—40 градусов приводит к увеличению расхода топлива на 5—10 проц. из-за ухудшения процесса сгорания. Увеличение толщины накипи на стенках системы охлаждения на 1,1 мм повышает расход топлива на 7—8 проц. Износ цилиндро-поршневой группы на 0,01 мм ведет к перерасходу топлива на 0,5 проц. Велико влияние состояния ходовой системы тракторов на сопротивление движению и, следовательно, на расход топлива. Поддержание нормального давления в пневматических шинах тракторов — важное условие его экономии.

Значительные потери топлива происходят при работе с неисправными сельскохозяйственными машинами. Например, при вспашке неотрегулированным, неправильно соединенным с трактором плугом, лемеха которого затуплены, перерасход топлива достигает 20—30 проц., при затуплении культиваторных лап он может увеличиться на 1 га  до 0,4—0,5 кг.

Большой объем работ в растениеводстве выполняется автомобильным транспортом, который потребляет много топлива. Расходы его резко возрастают при неудовлетворительном техническом состоянии автомобилей. Например, неисправность карбюратора ведет к повышению расхода топлива на 10—15 проц., неправильная регулировка тормозов — на 10—20 проц., отклонения от нормального схождения колес — на 10—15 проц., применение летних масел в зимний период — на 15—20 проц.

Применение различных технических средств на одних и тех же технологических операциях сопровождается неодинаковым расходом топлива на единицу выполненных работ. На пахоте, предпосевной обработке и посеве зерновых, посадке картофеля расход топлива при использовании экономичных комбинированных агрегатов на 40—60 проц. ниже по сравнению с однооперационными. При этом максимальной топливной экономичности каждой операции соответствуют определенные технические средства.

Рисунок 1. Удельный расход топлива на тонну убранного зерна различными видами комбайнов.

Крупным резервом экономии нефтепродуктов является более совершенное использование техники. Одним этим мероприятием в хозяйствах можно сэкономить значительное количество топлива.

Для каждой из операций существуют расчетные нормы расхода дизельного топлива. Эти нормы (в кг/га) фиксируют «Типовые нормы выработки и расхода топлива на механизированные полевые работы в сельском хозяйстве». О возможностях самостоятельного уточнения норм расхода топлива в реальных условиях хозяйства сообщалось в «Деловом блокноте» № 13 в ноябре 2010 года.

Для тракторов нормы находятся в зависимости от длины гона, при этом учитывают глубину вспашки, норму высева семян, показатели урожайности. Поправочный коэффициент учитывает рельеф, конфигурацию полей и прочие факторы. Если нужно рассчитать расход дизельного топлива для комбайнов, учитывается план уборки (га) и норма расхода его (кг/га). Для автомобилей с дизельными двигателями расход определяют в кг на 1 км.

Например, инженерная служба ОАО «Агрокомбинат «Заря» Могилевского района, одного из лидеров уборки зерна 2011 года, сравнила удельный расход топлива на тонну намолоченного зерна различными типами используемых комбайнов (рисунок).

Этот график наглядно показывает, что более экономичным оказался комбайн Mega-218, для которого расход топлива на тонну намолоченного зерна не превысил 4 л.

Своевременная диагностика и техническое обслуживание гарантируют исправность дизельного двигателя и экономят топливо.

В современных условиях техника и транспорт предприятий могут оснащаться высококачественным современным навигационным и телематическим оборудованием, которое позволяет круглосуточно контролировать технические параметры транспортных средств и сельскохозяйственной техники. Дополнительные топливные датчики устанавливаются в топливный бак. Количество и строение баков не имеют значения. Контрольные датчики устанавливаются и подключаются на механизмы управления и дополнительные агрегаты (контроль работы компрессора, поднятия-опускания «жатки», выгрузка из «бункера» и т. п.) Все оборудование помещается в металлические корпуса (на случай, если недобросовестный механизатор сочтет, что система ему не нужна).

Оборудование может быть установлено на любые виды техники и транспорта, независимо от года выпуска их и производителя. Опыт подключенных к такой системе хозяйств показал, что сокращение расходов на ГСМ составляет от 15 до 30 проц., значительно сокращаются простои техники.

Александр КЛОЧКОВ, заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», доктор технических наук, профессор

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter