«Графиня» теории графов

Коренная минчанка, она приехала поступать в Белгосуниверситет из Вилейки, где окончила среднюю школу. «С продуктами в те годы было очень сложно, — вспоминает Регина Тышкевич, — и мама меня отправила к своей сестре в Вилейку, где был неплохой рынок, для «прокорма».

Коренная минчанка, она приехала поступать в Белгосуниверситет из Вилейки, где окончила среднюю школу. «С продуктами в те годы было очень сложно, — вспоминает Регина Тышкевич, — и мама меня отправила к своей сестре в Вилейку, где был неплохой рынок, для «прокорма». Там я закончила 10-й класс». И все же поступать девушка приехала в столицу, хотя так случилось, что рядом никого из близких в этот ответственный момент ее жизни не оказалось. Мама Регины Иосифовны тогда жила в Ижевске, в Удмуртии, куда после долгих перипетий они попали во время эвакуации, работала в министерстве заготовок, и ее не отпускали с работы. Когда она смогла вернуться в родной Минск, ее дочь уже была студенткой третьего курса БГУ.

Выбор этого вуза, как и специальности, по словам Регины Иосифовны, не был случайным. Хотя амбициозная девушка задумывалась и о Литературном институте имени Горького. Кстати, литература по сей день остается одним из хобби профессора. «Математика и литература были моими любимыми школьными предметами, — признается она. – Может быть, потому, что с преподавателями очень повезло. И в Ижевске, и в Вилейке. В вилейской школе был очень сильный математик – Антон Касабуцкий. Он-то и повлиял на мое увлечение математикой».
Поэтому, когда юная Регина сдала все экзамены и поступила в Бел-
госуниверситет, он был одним из первых, кому девушка сообщила радостную новость. Учитель сказал, что ни на секунду в этом и не сомневался. Ни тогда, ни позднее  Регина Тышкевич не пожалела о сделанном выборе. Однако сегодня она обязательно предупреждает всех своих студенток о трудностях, с которыми они могут столкнуться. «Перед тем, кто выбирает такую судьбу, как у меня, всегда стоит выбор: или работа, или семья. Совмещать очень сложно – не хватает времени», — признается она. Но Регине Иосифовне повезло: ее спасительницей и помощницей по дому стала мама.

«Когда я начала учиться, — вспоминает профессор, — пригодным для учебы был лишь один корпус вуза (там сегодня находится ректорат). Конечно, здание не могло вместить всех студентов, поэтому занятия проходили в две смены, а также в разных школах по всему Минску». Впрочем, война пощадила еще два здания по соседству с учебным корпусом. В одном из них расположилось общежитие. Там, в огромной комнате (сейчас это большая аудитория), жили полсотни студентов, среди которых и юная Регина. «Посреди комнаты, — вспоминает собеседница, — стояла буржуйка, которая отапливала все общежитие…» Дрова заготавливали сами: тогда мальчишки ездили не на картошку, а на заготовку дров. Жили очень дружно: вместе отмечали все праздники, а если кто-то уезжал домой, привезенное угощенье делили на всех. «Была же карточная система, — улыбается собеседница, — карточки хватало где-то на десять походов в студенческую столовую. В остальное время мы таким образом подкармливали друг друга».

Но, несмотря на отсутствие условий, все хотели учиться. Стыдно было пропустить занятие или не выполнить задание… Может, потому, что большинство студентов были взрослыми людьми, вернувшимися из армии или партизанских отрядов (выпускников школ было мало). Да и, пожалуй, за пять военных лет все соскучились по учебе, страна отстраивалась заново, и каждый спешил найти свое место под мирным небом. Думаю, опять же дело и в преподавателях, о которых, кстати,  собеседница отзывается очень тепло. «Тогда в основном они не были обременены такими званиями, как мы сегодня, — говорит Регина Иосифовна, — лауреатов и вовсе не было. И все же они были лучше многих из нас. Преподаватели математического анализа Арон Родов, алгебры Дмитрий Супруненко… Каждая их лекция вызывала восторг!»

Переняв все самое лучшее у своих учителей, Регина Иосифовна тоже решила остаться преподавать в родном вузе. Окончила аспирантуру, пришла на физико-математический факультет, который впоследствии «разросся» в два —  физический и математический (из последнего выделен механико-математический факультет, где сейчас и преподает профессор). В 1959 году Регина Тышкевич защитила кандидатскую диссертацию, а впоследствии и докторскую. В 1986-м ей присвоено ученое звание профессора. За это время она опубликовала свыше ста научных и научно-методических работ, в том числе 13 учебников и монографий, три из которых переведены на английский язык и изданы за рубежом. А за учебник «Лекции по теории графов» ей и ее коллегам в 1998 году было присвоено звание лауреата Государственной премии Беларуси.

Не менее интересен и ее последний трехтомник, написанный в соавторстве с двумя коллегами  Сергеем Кононовым и Вячеславом Янчевским, — «Введение в математику». Кстати, у этого учебника есть своя замечательная история. Когда во время перестройки в вузах сняли все советские дисциплины, встал вопрос, как разумнее распорядиться освободившимися учебными часами. Этот вопрос обсуждался на ученом совете мехмата БГУ. «Все сошлись во мнении, — говорит собеседница, — что большую часть времени нужно отдать под изучение столь необходимого математикам английского языка». А дальше начался спор между кафедрами. Когда подошла очередь, профессор выступила с идеей, которую давно вынашивала: «У студента не должно складываться представление о математике как о комплексе отдельных дисциплин, которые учат только решению задач». Коллеги согласились. Был объявлен конкурс на лучшую программу «Введения в математику», и ее программа победила. Впоследствии отдельные лекции усилиями трех авторов «выросли» в книгу, которую, что весьма необычно, украшают художественные эпиграфы из классических литературных произведений.

Еще один предмет гордости Регины Тышкевич – ее ученики, среди которых 16 кандидатов и один доктор наук. «К сожалению, большинство из них работают за рубежом в университетах Англии, США, Канады, известной международной компании «Intel», — рассказывает профессор. – А вообще, мои ребята не ищут себе работу, их приглашают». В целом эти специалисты достаточно востребованы, поскольку и раздел науки самый востребованный.

Белгосуниверситет рос и менялся на глазах Регины Иосифовны. Были и хорошие, и тяжелые времена. Но, по ее словам, вуз всегда был силен своими преподавателями и учеными. «В сложные перестроечные времена многие крупные российские математики уехали подальше от проблем и неизвестности в Америку, — вспоминает собеседница. — А вот белорусская математическая школа осталась. Хотя и нас звали». Звали и Тышкевич, но она не поехала. «Я родилась здесь, здесь хочу и остаться», — говорит она.

Регина Иосифовна никогда не изменяла ни себе, ни математике. В этом, кстати, и один из секретов ее преподавательского и научного долголетия. «Когда человек увлеченно работает, — говорит она, — он не думает о том, что у него что-то болит. Я своих студентов люблю. Даже тех, у кого хвосты. Мне с ними всеми интересно. И потом, я никогда не говорю им того, что мне не нравится, что мне не интересно. Я люблю свою работу!»

P.S. 30 октября 85 лет назад состоялось торжественное открытие главного вуза страны. В этот же осенний день 2006 года, что весьма символично, отпразднует свое 77-летие и Регина Иосифовна. «Р» желает долголетия и процветания имениннице и вузу-юбиляру.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter