Граффити временных лет

На стенах церкви в Полоцке сохранилось средневековое граффити

На стенах церкви Спасо-Евфросиниевского женского монастыря сохранились надписи девятивековой давности

Полоцк – город уникальный. Еще один факт в подтверждение этому – граффити, средневековые надписи ХII–XVII веков на стенах Спасо-Преображенской церкви. Слова и даже целые фразы, процарапанные острыми предметами, открывают тайны тех времен.

Надписи начиная с ХII века и до 1579 года выполнены исключительно кириллицей. После этой даты (а это год завоевания Полоцка войсками короля Стефана Батория) появляются надписи, прочерченные латиницей. Само их место расположения, даже на ликах святых, небрежность нанесения и содержание говорят о том, что храм на протяжении, по крайней мере, нескольких десятилетий стоял бесхозным, как говорилось прежде, «впусте». Здесь царил режим общедоступности и вседозволенности.

О том, что на стенах Спасо-Преображенской церкви есть древние надписи, исследователи знали уже в ХIX веке. Но видны граффити стали позже, в результате «самораскрытия» и пробных расчисток от покрывавшей их более поздней живописи. Серьезную работу по раскрытию древних фресок и граффити начал в 1990-х годах реставратор Владимир Ракицкий. С 2006 года этим занялась бригада художников-реставраторов под руководством Владимира Сарабьянова.

Ускорились темпы работ, началась расчистка нижних частей храма, где в основном надписи и встречаются.

Сегодня полностью расчищен трехчастный алтарь и келья преподобной Евфросинии Полоцкой, где выявлено около ста граффити. Этого количества образцов ученым оказалось вполне достаточно для их анализа в первой книге, издание которой, кстати, запланировано на осень 2011 года.

Граффити интересны по своему содержанию. Кроме традиционных и автографических, встречаются бытовые и даже летописные. Ученым удалось даже определить автора, по крайней мере, трех таких надписей. Вероятнее всего, это была инокиня Силявина, возможно, вдова одного из представителей известного боярского рода Силяв. Ведь обычай уходить в монастырь после смерти главы семейства и после взросления детей у боярских и княжеских вдов эпохи Средневековья был весьма распространен.

О том, что в стенах Спасской обители велись записи о событиях «по летам», убеждают обнаруженные в алтаре две надписи летописного характера. Первая сообщает о преставлении в 1492 году короля Польши и великого князя Литовского Казимира, восшествии на престол его сына Александра и посещения им в 1497 году Полоцка. Вторая, недавно расчищенная, запись говорит о смерти в 1492 году трех представителей боярского рода Васильевичей, старшей ветви одного из древнейших родов Полоцка – Корсаков. На то, что эта запись летописная, указывает отсутствие числа в каждом месяце (декабрь, апрель, май), в которые произошло преставление каждого из бояр (Остафия, Ивана, Зиновия). Для поминальной записи необходимо было бы указание не только на месяц, но и на число, в которое произошло это печальное для бояр Васильевичей событие.

Третья надпись – особенная. Она упоминает о кончине неизвестного человека, а по другим источникам, архимандрита Дионисия. Но она важна тем, что называет автора граффити: «…а писала Силявина». Даже беглое ознакомление с этими тремя надписями позволяет предположить, что они сделаны одной рукой. Об этом свидетельствуют однообразие написания букв, вынос в верхнюю часть строки не только отдельных букв, но и слов, применение в сложных предложениях разделительной частицы «а».

Для историков полоцкое граффити – настоящее открытие. Их изучение может хотя бы частично восполнить недостаток письменных источников по истории Беларуси.

На снимке: летописное граффити в алтарной аспиде Спасского храма.

Фото: Владимир СУТЯГИН

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter