Почему США выходят из Парижского соглашения по климату и что дальше

Градус напряжения

Более 11 тысяч ученых из 153 стран объявили чрезвычайную климатическую ситуацию на планете и разработали программу действий, которые человечество должно предпринять немедленно, чтобы не столкнуться с глобальной катастрофой. Авторы документа изучили данные о глобальном потеплении за последние 40 лет. Вывод неутешителен: климат меняется гораздо быстрее, чем предполагалось.

В прошлом году выбросы парниковых газов достигли рекордного уровня. Отсюда и рост природных катаклизмов. За последние 10 лет они унесли около 1,3 миллиона жизней и обошлись глобальной экономике в 3 триллиона долларов. За это же время массовая вырубка лесов увеличилась на 50%, а толщина полярного льда уменьшалась в среднем на 4,84 метра. В своеобразную программу спасения планеты вошли реформа энергетического сектора и переход к возобновляемым источникам энергии, сокращение воздействия на атмосферу загрязняющих веществ, восстановление и охрана экосистем, а также построение безуглеродной экономики и стабилизация численности населения Земли. На этом фоне США начали официальный процесс выхода из Парижского соглашения по климату. Заявление госсекретаря Майкла Помпео экологи и сторонники зеленой экономики восприняли не иначе как удар под дых. Хотя нельзя сказать, что эта новость для них как гром среди ясного неба. Дональд Трамп еще в 2017 году заявил о решимости выйти из соглашения, которое, по его мнению, заставит американские корпорации проинвестировать десятки миллиардов долларов в модернизацию своих предприятий и тем самым подорвет конкурентоспособность товаров под лейблом Made in USA на глобальных рынках. Кроме того, в Белом доме подсчитали, что выполнение положений Парижского соглашения по климату обернется для экономики Соединенных Штатов потерей к 2025 году 2,7 миллиона рабочих мест. А ведь именно вопрос создания рабочих мест в США Дональд Трамп поставил одним из ключевых пунктов в своей избирательной программе.

По мнению экспертов, очередной односторонний демарш Вашингтона в отношении ключевого международного договора может поставить крест на коллективной попытке обеспечить экологическую безопасность нашей планеты. Цифры говорят сами за себя. Сегодня индустриально развитые и далеко не чистые с экологической точки зрения США при населении менее 4% от мирового производят почти треть углекислого газа, нагревающего нашу планету. Полуторамиллиардный Китай, к примеру, несет ответственность лишь за шестую часть загрязнения атмосферы, а 28 стран — членов Евросоюза выбрасывают меньше парниковых газов, чем Америка, пишет газета The New York Times.

Критики решения Трампа говорят, что оно больше навредит США, чем климату, поскольку страна отстанет от мира в зеленых технологиях, недополучит инвестиции в возобновляемую энергетику и еще больше растеряет авторитет мирового лидера. В качестве примера они приводят тот факт, что развитые страны ускоряют переход на электромобили и поддерживают субсидиями бизнес, сокращающий выбросы. По оценке аналитиков американского банка Morgan Stanley, только в возобновляемую электроэнергетику планируется вложить 14 триллионов долларов до 2050 года.

В ТЕМУ

Беларусь первой из стран СНГ присоединилась к Парижскому соглашению по климату. Наша страна приняла на себя обязательство к 2030 году сократить выбросы парниковых газов не менее чем на 28% к уровню 1990 года. Для этого будут более активно использовать возобновляемые источники энергии, электротранспорт, внедрять низкоуглеродные и безуглеродные технологии, подчеркнул заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Корбут:

— Одним из решений, способствующих переходу страны к углеродной нейтральности, является переход от углеводородного транспорта к электрическому. В стране разрабатывается комплексная программа по переходу в крупных городах всего общественного транспорта на электрический. Сегодня в Беларуси эксплуатируются 83 электробуса производства компании «Белкоммунмаш». Предприятие разрабатывает новый вид электробуса, который будет соответствовать требованиям ЕС, и мы надеемся, что он будет экспортироваться в эти страны. В развитии национальной инфраструктуры для электротранспорта Беларусь руководствуется тем, что наше географическое положение формирует своего рода коридор для такого транспорта. Необходимы координация усилий государств в этой сфере, единые подходы к зарядным станциям, станциям техобслуживания.

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: РЕЙТЕР