При помощи Эрмитажа в ветковском музее планируют создать лабораторию для реставрации археологических находок

Размышления перед полевым сезоном

Как только очертания бронзового ожерелья с медальоном, относящегося к I веку до нашей эры, показались из–под бережно, по миллиметру, снимаемой земли, исследователям из Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций и Санкт–Петербургского Эрмитажа, которые вместе вели работы у деревни Горошков Гомельской области, стало понятно: эту яркую, редкую находку можно безвозвратно утратить. Хрупкое украшение рассыпалось даже от дуновения ветра. О том, как его удалось спасти, рассказали на традиционной майской конференции в Институте истории Национальной академии наук, где археологи со всей страны в преддверии нового полевого сезона делятся информацией об открытиях и находках предыдущего. А 2016 год был на них щедр.

Бронзовое ожерелье с медальоном.

Чего только стоит обнаружение крупного поселения эпохи викингов на комплексе Кордон в витебском Подвинье, ставшего свидетельством: отрезок пути «из варяг в греки», соединивший скандинавский север с византийским югом, начал формироваться именно на нашей территории! Эта работа вошла в академический топ–10 важнейших результатов в области фундаментальных исследований и стала частью концепции об истоках белорусской государственности, которая номинировалась на соискание Государственной премии. Но параллельно с этими изысканиями под руководством доктора исторических наук профессора Ольги Левко велось немало других, достойных внимания. Например, исследования на Юровичском археологическом комплексе в Калинковичском районе. Олег Иов, старший научный сотрудник отдела археологии Средних веков и Нового времени, рассказывает, что именно там располагаются самая древняя стоянка времен палеолита и остатки крупного старинного города, который мало изучался, — его значение еще предстоит раскрыть полностью. Пока удалось установить, что его расцвет пришелся на вторую половину X — начало XI века.

Ольга Левко.

Артефакты, помогающие понять, как был устроен быт ранних славян, относящиеся к IV веку, были обнаружены на Туровщине, на поселении Бережцы 4. Оно многослойное — поверх одного жилища строилось другое. При раскопках нескольких жилых построек были обнаружены печь, «инкрустированная» костями животных и рыб, и зарытые возле другой печи такие же кости, что может говорить о существовании особых ритуалов. Найден также целый набор керамики и даже... древний «хлеб» из глины, который был довольно тяжелым, около килограмма, и использовался в обрядах!

Ювелирные гирьки времен Византии.

Что же касается уникального бронзового ожерелья, найденного белорусскими и российскими учеными во время исследования могильника у деревни Горошков, то для его спасения понадобился приезд специалиста–реставратора из Эрмитажа. Украшение прямо в земле пропитали специальным клеевым составом, а потом буквально срезали вместе со слоем почвы и поместили на металлический лист. Сейчас эта находка, как и другой погребальный инвентарь — фибулы, лепные миски, — передана в Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций. Планируется, что в нынешнем году реставратор из Эрмитажа не только проведет в музее месяц, восстанавливая хрупкие артефакты, но и обучит этому искусству наших специалистов. Благодаря чему в Ветковском музее будет создана лаборатория для реставрации археологических находок.

Монеты времен Византии.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вадим Лакиза, заместитель директора по научной работе Института истории:

— В прошлом году мы работали в соответствии с новым законодательством, которое направлено на упорядочение проведения археологических работ и борьбу с «черными копателями». С марта 2016 года, когда вступил в силу Указ Президента № 485 и начала действовать новая административная процедура по выдаче разрешений на право проведения археологических исследований, Национальная академия наук выдала более 80 таких документов, а до этого еще несколько десятков — Институт истории, по старой схеме. В нормативно–правовых актах четко прописано, кто имеет право на раскопки. Это научные организации и музеи (по профилю деятельности), где есть специалисты, имеющие необходимую квалификацию и отвечающие закрепленным критериям. Нескольким заявителям, не соответствующим требованиям, было отказано.

Борьба с «черным копательством» требует сплоченного подхода. Неоднократно звучали предложения о создании специальной инспекции по охране археологического наследия, которая была бы наделена функциями мониторинга объектов, проверки документов на использование металлодетектора для поиска археологических артефактов (сегодня это возможно только с разрешения Академии наук) и задержания самовольных «копальщиков». Но поскольку создание такой структуры требует и финансовых затрат, и кадровых ресурсов, появилась идея привлечь к этой работе Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте. Сейчас мы по поручению Совмина готовим свои предложения о том, как может осуществляться подобное сотрудничество.

vasilishina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter