Современные пираты — кто они?

Грабеж высокой волны

В XXI веке есть те, кто серьезно мешает международной морской торговле. Хотя, казалось бы, именно эти персонажи давно канули в Лету, а вспоминают о них лишь Голливуд и авторы приключенческих романов. Но сегодня вполне реальные корсары, вооруженные дронами и современным оружием, осложняют и даже в некоторых регионах блокируют мировое судоходство. Примешивается к этому делу и политика.

Плюс миллион

Еще в середине 2023 года через Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив шли товары примерно на 1 триллион долларов в год, и это составляло от 12 до 19 процентов всей мировой торговли. Только Европа импортировала по этому маршруту из стран Азии и Персидского залива почти 15 процентов товаров и сырья.

Но уже больше года главный морской путь между Европой и Азией перекрыт — с осени 2023‑го, с началом войны в секторе Газа, там промышляют йеменские хуситы, которые перехватили у сомалийцев звание пиратов XXI века. Главная цель современных пиратов — давление на союзников Израиля и поддержка его противников. По крайней мере, они сами именно так и заявляют.
За 2024 год хуситы ракетами и дронами атаковали торговые суда более 100 раз, в итоге транзит в Красном море сократился более чем вдвое. Если в ноябре 2023‑го свыше двух тысяч торговых судов прошли по данному маршруту в обоих направлениях, то в 2024‑м — только 900. Теперь суда предпочитают ходить между Азией и Европой вокруг Африки, что выливается каждому из них в дополнительный миллион долларов.
Путь удлинился в среднем на 3000 — 3500 морских миль (5500 — 6400 км) и на 10 — 14 дней. Но даже дополнительный миллион для каждого судна дешевле, чем идти Красным морем, — цены на страховку для отчаянных выросли в 20 раз. Кроме того, путь вокруг Африки значительно безопаснее.


Египет, которому принадлежит Суэцкий канал, только в прошлом году потерял в связи с действиями хуситов 7 миллиардов долларов. Доход страны от прохода торговых судов через канал сократился на 60 процентов, и это усугубило кризис в Египте, который удерживается от обрушения экономики только благодаря внешним кредитам.

Красным морем пока без препятствий идут суда тех стран, которые хуситы не считают своими врагами: российские танкеры, торговые суда Китая, Турции и ОАЭ. Однако и им никто не гарантирует полной безопасности от обстрелов и нападений.
После заключения перемирия между Израилем и ХАМАС хуситы пообещали прекратить нападения на всех, кроме израильтян. Но предупредили, что блокада будет снята только после установления устойчивого мира.

Канал большой политики

Пытаясь уничтожить военные силы хуситов, НАТО и Израиль за 2024 год нанесли около десятка ударов по их территориям на юге Йемена. Однако, по мнению экспертов, существенного урона эти удары не нанесли.
В современной истории главный морской торговый путь между Европой и Азией так надолго не перекрывался ни разу. Полвека назад Суэцкий канал был заблокирован на восемь лет из-за арабо-израильской войны. Однако в те времена Китай и Азия в целом не были мировой фабрикой по производству всего и для всех. Соответственно, объемы и интенсивность морских перевозок были несопоставимы с нынешними.
О масштабе потенциальных потерь мирового рынка от блокировки короткого морского пути из Европы в Азию можно приблизительно судить по предыдущему инциденту. В 2021 году в Суэцком канале застрял на неделю гигантский контейнеровоз Ever Given. Утром 23 марта он развернулся поперек канала и сел на мель, а поскольку был действительно гигантским, еще и застрял носом и кормой в его берегах. Что стало причиной случившегося — погода, технический сбой, человеческий фактор, — так и не определили.

Пока контейнеровоз выковыривали из Суэцкого канала, мировая торговля теряла по 400 миллионов долларов в час, или по 10 миллиардов долларов в день. И речь идет только о неделе блокировки. Нынешний же коллапс продолжается второй год, и конца ему не видно.

Международные эксперты предполагают: будущее транзита через Красное море может сильно зависеть от отношений США и Ирана, который поддерживает хуситов. Вернувшийся в Белый дом Дональд Трамп пока полностью не озвучил свою позицию по Ирану. Видимо, понимая, что здесь нужно быть аккуратным. Ведь эскалация отношений с этой страной приведет к блокировке и Ормузского пролива. В этом случае мир лишится арабской нефти и катарского газа, что может вызвать энергетический кризис практически планетарного масштаба.
А вот хуситам от Трампа уже «прилетело»: американский президент немедленно распорядился вернуть им звание террористической организации…
В свой первый срок на посту президента США Трамп ужесточил санкции против иранской нефтяной промышленности. В результате обстановка в Персидском заливе была очень неспокойной, а в нападениях на суда обвиняли Иран, который был и остается в дружественных отношениях с хуситами.

Если сейчас Трамп возьмет курс на обострение отношений с Ираном, хуситы еще активнее продолжат «кошмарить» Красное море и блокировать Суэцкий канал с Баб-эль-Мандебским проливом. И это будет означать только одно — кризис на главном морском пути из Европы в Азию разрешится очень не скоро. Хорошо, если он не перерастет в еще один полномасштабный военный конфликт и так в далеко не спокойном регионе мира.
Ведь хуситы, заявляя о причинах атак на торговые суда в Красном море, упоминают не только войну в секторе Газа, но и «американо-британскую агрессию против Йемена и его союзников». И вряд ли признание хуситов террористами буквально в первые часы после вступления в должность говорит о миролюбивом настрое нынешнего американского президента. Что дальше ждет планету?

Криминальная профессия

Предшественниками йеменских хуситов были сомалийские пираты, которые промышляли у берегов Африки в конце XX — начале XXI века, чаще всего они захватывали торговые суда с целью выкупа. Бедность местного населения и слабость государственных институтов, а также близость крупных морских торговых путей привели к тому, что пиратство стало профессиональным занятием жителей региона. Атаки сомалийских пиратов практически полностью прекратились после 2010 года и принятия мер по защите и охране торговых судов.

Из глубины истории

Первые пираты появились вместе с возникновением мореплавания, поэтому пиратство можно назвать одной из древнейших «профессий» в мире. Так, в «Одиссее» упоминаются финикийские морские разбойники, похищавшие людей с острова Сирос, чтобы продать их в рабство. Позднее от пиратов страдала морская торговля греков и римлян в Средиземном море.

В Средние века пиратство играло не последнюю роль в торговых и территориальных войнах между государствами. Например, в Карибском море за территории конкурировали Испания, Франция и Британия. В Средиземном — делили сферы влияния христианский и мусульманский миры. А в Черном море боролись за влияние Османская империя, Речь Посполитая и Московское царство. И везде хватало морских разбойников.

Считается, что расцвет пиратства пришелся на XVII-XVIII века, поскольку именно в этот период существенно увеличились объемы мировой морской торговли и ослабло военное присутствие европейских стран в отдельных регионах. На протяжении ста лет корсары процветали, за что этот период мировой истории и называют «золотым веком пиратства».

ЦИФРА

Более 80 процентов всех товаров и ресурсов в мире перевозится по воде, поэтому именно торговый флот не без основания считают основой мировой торговли.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter