В XXI веке есть те, кто серьезно мешает международной морской торговле. Хотя, казалось бы, именно эти персонажи давно канули в Лету, а вспоминают о них лишь Голливуд и авторы приключенческих романов. Но сегодня вполне реальные корсары, вооруженные дронами и современным оружием, осложняют и даже в некоторых регионах блокируют мировое судоходство. Примешивается к этому делу и политика.

Плюс миллион
Еще в середине 2023 года через Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив шли товары примерно на 1 триллион долларов в год, и это составляло от 12 до 19 процентов всей мировой торговли. Только Европа импортировала по этому маршруту из стран Азии и Персидского залива почти 15 процентов товаров и сырья.Но уже больше года главный морской путь между Европой и Азией перекрыт — с осени 2023‑го, с началом войны в секторе Газа, там промышляют йеменские хуситы, которые перехватили у сомалийцев звание пиратов XXI века. Главная цель современных пиратов — давление на союзников Израиля и поддержка его противников. По крайней мере, они сами именно так и заявляют.
За 2024 год хуситы ракетами и дронами атаковали торговые суда более 100 раз, в итоге транзит в Красном море сократился более чем вдвое. Если в ноябре 2023‑го свыше двух тысяч торговых судов прошли по данному маршруту в обоих направлениях, то в 2024‑м — только 900. Теперь суда предпочитают ходить между Азией и Европой вокруг Африки, что выливается каждому из них в дополнительный миллион долларов.
Путь удлинился в среднем на 3000 — 3500 морских миль (5500 — 6400 км) и на 10 — 14 дней. Но даже дополнительный миллион для каждого судна дешевле, чем идти Красным морем, — цены на страховку для отчаянных выросли в 20 раз. Кроме того, путь вокруг Африки значительно безопаснее.

Красным морем пока без препятствий идут суда тех стран, которые хуситы не считают своими врагами: российские танкеры, торговые суда Китая, Турции и ОАЭ. Однако и им никто не гарантирует полной безопасности от обстрелов и нападений.
После заключения перемирия между Израилем и ХАМАС хуситы пообещали прекратить нападения на всех, кроме израильтян. Но предупредили, что блокада будет снята только после установления устойчивого мира.
Канал большой политики
Пытаясь уничтожить военные силы хуситов, НАТО и Израиль за 2024 год нанесли около десятка ударов по их территориям на юге Йемена. Однако, по мнению экспертов, существенного урона эти удары не нанесли.В современной истории главный морской торговый путь между Европой и Азией так надолго не перекрывался ни разу. Полвека назад Суэцкий канал был заблокирован на восемь лет из-за арабо-израильской войны. Однако в те времена Китай и Азия в целом не были мировой фабрикой по производству всего и для всех. Соответственно, объемы и интенсивность морских перевозок были несопоставимы с нынешними.О масштабе потенциальных потерь мирового рынка от блокировки короткого морского пути из Европы в Азию можно приблизительно судить по предыдущему инциденту. В 2021 году в Суэцком канале застрял на неделю гигантский контейнеровоз Ever Given. Утром 23 марта он развернулся поперек канала и сел на мель, а поскольку был действительно гигантским, еще и застрял носом и кормой в его берегах. Что стало причиной случившегося — погода, технический сбой, человеческий фактор, — так и не определили.
Пока контейнеровоз выковыривали из Суэцкого канала, мировая торговля теряла по 400 миллионов долларов в час, или по 10 миллиардов долларов в день. И речь идет только о неделе блокировки. Нынешний же коллапс продолжается второй год, и конца ему не видно.
Международные эксперты предполагают: будущее транзита через Красное море может сильно зависеть от отношений США и Ирана, который поддерживает хуситов. Вернувшийся в Белый дом Дональд Трамп пока полностью не озвучил свою позицию по Ирану. Видимо, понимая, что здесь нужно быть аккуратным. Ведь эскалация отношений с этой страной приведет к блокировке и Ормузского пролива. В этом случае мир лишится арабской нефти и катарского газа, что может вызвать энергетический кризис практически планетарного масштаба.
А вот хуситам от Трампа уже «прилетело»: американский президент немедленно распорядился вернуть им звание террористической организации…В свой первый срок на посту президента США Трамп ужесточил санкции против иранской нефтяной промышленности. В результате обстановка в Персидском заливе была очень неспокойной, а в нападениях на суда обвиняли Иран, который был и остается в дружественных отношениях с хуситами.
Если сейчас Трамп возьмет курс на обострение отношений с Ираном, хуситы еще активнее продолжат «кошмарить» Красное море и блокировать Суэцкий канал с Баб-эль-Мандебским проливом. И это будет означать только одно — кризис на главном морском пути из Европы в Азию разрешится очень не скоро. Хорошо, если он не перерастет в еще один полномасштабный военный конфликт и так в далеко не спокойном регионе мира.
Ведь хуситы, заявляя о причинах атак на торговые суда в Красном море, упоминают не только войну в секторе Газа, но и «американо-британскую агрессию против Йемена и его союзников». И вряд ли признание хуситов террористами буквально в первые часы после вступления в должность говорит о миролюбивом настрое нынешнего американского президента. Что дальше ждет планету?

Криминальная профессия
Предшественниками йеменских хуситов были сомалийские пираты, которые промышляли у берегов Африки в конце XX — начале XXI века, чаще всего они захватывали торговые суда с целью выкупа. Бедность местного населения и слабость государственных институтов, а также близость крупных морских торговых путей привели к тому, что пиратство стало профессиональным занятием жителей региона. Атаки сомалийских пиратов практически полностью прекратились после 2010 года и принятия мер по защите и охране торговых судов.Из глубины истории
Первые пираты появились вместе с возникновением мореплавания, поэтому пиратство можно назвать одной из древнейших «профессий» в мире. Так, в «Одиссее» упоминаются финикийские морские разбойники, похищавшие людей с острова Сирос, чтобы продать их в рабство. Позднее от пиратов страдала морская торговля греков и римлян в Средиземном море.В Средние века пиратство играло не последнюю роль в торговых и территориальных войнах между государствами. Например, в Карибском море за территории конкурировали Испания, Франция и Британия. В Средиземном — делили сферы влияния христианский и мусульманский миры. А в Черном море боролись за влияние Османская империя, Речь Посполитая и Московское царство. И везде хватало морских разбойников.
Считается, что расцвет пиратства пришелся на XVII-XVIII века, поскольку именно в этот период существенно увеличились объемы мировой морской торговли и ослабло военное присутствие европейских стран в отдельных регионах. На протяжении ста лет корсары процветали, за что этот период мировой истории и называют «золотым веком пиратства».
ЦИФРА
Более 80 процентов всех товаров и ресурсов в мире перевозится по воде, поэтому именно торговый флот не без основания считают основой мировой торговли.