Преступная группировка на ходу грабила фуры на белорусских трассах

Грабеж на форсаже

Говорят, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Риск у пятерых «акробатов», грабивших весь прошлый год автопоезда на дорогах Беларуси, был хоть и неблагороден, но действительно велик. Потому и куш серьезный: исчислялся огромными суммами. Товар брали буквально на ходу, поэтому вычислить их было совсем непросто.

 Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО.

Для своего промысла банда выбрала одну из самых оживленных трасс в стране — М–1. Ежедневно по этой стратегической транспортной артерии курсируют сотни большегрузных машин, как транзитных, так и белорусских. Новые машины, в основном с импортными номерами, и стали мишенью злоумышленников. Первые обращения в милицию поступили в марте прошлого года. Заявления, рассказывает начальник пресс–службы Брестского областного УВД Сергей Дученко, были типовыми:

— Дальнобойщик обнаруживал кражу на стоянке. Или когда останавливался на ночлег, или уже приступая к разгрузке. Как правило, он недосчитывался одной–двух паллет товара. Но и это уже тянуло на немалую сумму. Например, две паллеты косметики, принадлежавшей ивацевичскому предпринимателю, оцениваются примерно в 40 тысяч евро. Потерпевшие обращались в Березовский, Ивацевичский райотделы внутренних дел, в городской Барановичский. Механизм кражи нам тогда был неизвестен. Предполагалось, что фуры обкрадывали на стоянках.

После нескольких заведенных уголовных дел сотрудникам уголовного розыска стало ясно: в регионе орудует криминальная группировка. Важно было узнать, как именно бандиты потрошат грузовики. Отрабатывался маршрут каждого автопоезда. Оказалось, остановок в пути машины практически не делали, разве что на заправках, но там стоят камеры наблюдения. Вывод напрашивался сам собой: авто грабят на ходу.

К поискам подключились другие службы — ОМОН, ГАИ. Искали свидетелей, однако очевидец был только в одном деле. Водитель легковой машины действительно увидел, что за неким автопоездом пристроилась легковушка, на капоте которой стоял мужчина. Однако ни марку, ни возможного подозреваемого он описать не смог — не разглядел из–за темноты. В милиции сделали вывод, что фуры грабят по ночам, предварительно выследив. Грузовики брали только с контейнерами, вероятно, рассчитывая на дорогостоящий груз. Вели их не от границы. Просто стояли на трассе и «ловили» машины, идущие навстречу. Затем ехали следом.

Охота шла несколько месяцев. Параллельно отрабатывались и варианты сбыта награбленного. К делу подключились российские коллеги. Наши разыскники получали информацию, что краденый товар сбывался и в РФ. Оттуда же пришла информация о том, что некоторых белорусов задерживали когда–то в России за схожие преступления. Но выйти на конкретных людей пока не удавалось.

Только к лету уже минская милиция получила оперативную информацию: к кражам из фур причастен житель Минска. Как и предполагалось, преступники прокололись на сбыте товара. Налаженная цепочка дала сбой. Уже потом выяснилось, что один из участников группировки сам был индивидуальным предпринимателем, поэтому с реализацией награбленного трудностей не возникало.

От одного подозреваемого сыщики вышли на других. Оказалось, преступников пятеро. Двое минчан и трое украинцев. Все они уже находились под контролем. Когда уголовный розыск окончательно установил круг людей, причастных к делу, и узнал, что планируется новое преступление, милиция стала готовиться к задержанию. Капкан вот–вот должен был захлопнуться.

Впрочем, задержать грабителей с поличным оказалось непросто.

«Слепая» зона


Audi A–6 злоумышленников подъезжала вплотную к фуре так, чтобы оказаться в «слепой» зоне, когда водитель не видит, что происходит сзади. Далее один из украинцев вылезал через люк или боковую форточку на капот, обработанный специальным раствором, чтобы не было скользко. Контейнер грузовика вскрывали с помощью гидравлических ножниц или болгарки на аккумуляторах. Затем один преступник проникал внутрь, а второй так же выходил на капот и принимал паллеты. Что интересно, на скорости 90 — 100 км/ч, на которой едет автопоезд, преступников не сдувало с капота.

Действуя наугад, воры брали все, что попадалось под руку. Продукты питания, бытовую химию, парфюмерию. Например, на участке между Ивацевичами и деревней Чемелы украли десятки ящиков фирменных французских духов «Шанель», а около Барановичей — сотни упаковок «Киндер–сюрпризов». В других случаях — на десятки миллионов рублей зубной пасты. В ту ночь, когда за ними шла охота, бандиты пытались ограбить грузовики с шампунем Pantene Pro–V и сырами «Савушкин продукт». На задержание, рассказывает Сергей Дученко, вызывали спецподразделение «Алмаз»:

— Ноябрь. Ночь, скользкая дорога плюс небезопасная сама ситуация. Грабителей выследили, дождались момента разгрузки фуры, а задержали, когда они на стоянке перегружали краденое в другое авто. Это уже происходило в Минском районе.

Средний возраст преступников около 40 лет. Оказалось, белорусы и украинцы из Кременчуга познакомились еще в России, где таким же образом «бомбили» грузовики. Они не каскадеры и не гимнасты. Украинцы когда–то работали на белорусских предприятиях рабочими и водителями. Некоторые из участников банды ранее судимы.

Сейчас следствие установило их причастность к пяти эпизодам. Сколько было ограблено автопоездов на самом деле, еще предстоит выяснить.

Вот такая акробатика


Когда брестские сыщики искали грабителей, оказалось, что ранее аналогичные преступления совершались и в нашей стране, а в России и Украине это и вовсе очень распространенный вид криминальной деятельности. Так, еще в 2006 году банда «каскадеров» два года промышляла на трассе Брест — Москва. Так же, как и в этом случае, воровали они все подряд: парфюмерию, водку, кошачий корм и даже женские прокладки.

В 2010 году у нас же преступники чистили грузовики на дороге Гомель — Калинковичи при помощи альпинистского снаряжения. В группировке, кстати, тоже были украинцы из Кременчуга. Не имея вида на жительство, они снимали дом в поселке Красное под Гомелем. Пятым соучастником являлся 29–летний житель Лепельского района Витебской области, проживавший в Гомеле. Установлено более 10 налетов. Прокололась банда, пытаясь продать сыр Кобринского сырзавода за 6 тысяч долларов. Этот сценарий, говорили тогда оперативники, разработал главарь банды еще в 1999 году.

Аналогичных сообщений из России и Украины тоже хватает. Одно из последних поступило в сентябре прошлого года из Кемеровской области. Там под суд пошла банда, воровавшая грузы сразу в пяти регионах России. Всего — более 20 нападений. Впоследствии соучастники сбывали похищенные товары через небольшие магазины и торговые точки на рынках, а вырученные деньги делили между собой.

А в октябре прошлого года уже украинские СМИ сообщали, что не пойманные пока еще злоумышленники грабят фуры в Одесской области. Схема та же: пристраиваясь к фурам позади, срезают замки и на ходу извлекают содержимое кузова.

Прямая речь

Начальник пресс–службы Брестского областного УВД Сергей Дученко:

— «Потрошители» прекрасно понимали, что находись они сбоку от автопоезда — на скорости их бы сдуло с капота «Ауди» как перышко. Но за самой фурой образуется зона затишья. Кроме того, автопоезд обычно движется на стабильной скорости, ведь известно, что водитель–дальнобойщик не может себе позволить затормозить резко, фура рискует сложиться и пойти в кювет. Тормозной путь такого автомобиля чрезвычайно велик. Так что ни один из водителей автопоездов, вращая рулевое колесо, и не подозревал, что у него за спиной быстро идет «разгрузка» товара.

alexbresta@gmail.com

Советская Белоруссия № 64 (24946). Четверг, 7 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter