Похожими на правду фейки делают, набросив на них флер таинственности и выдав за откровения конкретного человека

Говорят, в соседнем районе ветеринара украли...

Прямые фейки сегодня чреваты для распространителей немалыми материальными издержками, вплоть до закрытия информационного ресурса, который их запустил в свет. Другое дело, если набросить на ложь флер таинственности, умело вплести в нее крупицы правды, подать от чьего-то имени, а самому остаться в стороне: мол, не я, так люди говорят.


Продукт одного сетевого ресурса, сляпанный как раз по таким лекалам, и набирает сейчас сотни тысяч просмотров на YouTube. Фишка, замануха, если хотите, в том, что человек, пришедший в студию, режет правду-матку о работе учителя, повара, угощающего нас шаурмой, и так далее. Это те примеры, что вспомнились. О содержании не скажу ничего. Не знаю. Не смотрю. По одной причине: человеку, скрывающему лицо под маской, веры нет, анонимной правды для меня тоже не существует. Да и сам приемчик свежим не назовешь: еще в 90-е годы прошлого века известный российский шоумен дурил народ «замаскированными» откровениями людей, затем сплошь оказавшимися подставными.

Мое твердое убеждение: на зрительско-читательскую аудиторию человек должен выходить с открытым лицом и, глядя собеседнику в глаза, прямо и доказательно говорить о том, что его волнует, интересует, что наболело.

Правилу своему не изменил бы, но… когда совершенно случайно наткнулся на анонс очередного безликого ролика, обещавшего зрителю правду «о работе, молоке и мясе от колхозного ветеринара», щелкнул мышкой и вот что увидел.

Парнишка в спортивных штанах, пляжных шлепанцах и белой маске на лице. Будем верить, какое-то отношение к ветеринарии имеет: возможно, закончил колледж, возможно, только пришел на отработку. Но слаб в профессии и некомпетентен в организации сельхозпроизводства, однозначно. Не буду делать бесплатную рекламу всякого рода благоглупостям, в изобилии анонимом изрекаемым, но пару посылов не прокомментировать не могу.

Мальчик, к примеру, утверждает, что его ферма молоко выдает сплошь сортом экстра. И тут же жалуется: доярки ему заявляют, что плевать они хотели на технологию, вымя ни перед дойкой, ни после нее не обрабатывают, молоко себе воруют не из общей цистерны, а каждая от своей коровы. Ну бред же, правда? Сегодня и неспециалист знает, что молоко высочайшего качества возможно получить только при строжайшем соблюдении всех нюансов технологии, исключив его контакт с человеком.

Еще один бредовый фрагмент. Руководство совхоза (мальчик почему-то упорно называет свое место работы совхозом, а таких давно в помине нет, да и в анонсе ролика он заявлен колхозным ветеринаром,  хотя их уже тоже нет) никак не реагирует на то, что полученную его трудами экстру в двух случаях из трех молочный завод принимает высшим или первым сортом. Почему? Потому что у завода денег нет, чтобы заплатить, а еще откаты.

И вот что тут делать: смеяться или плакать, скажите? Ведь если все это правда, если есть конкретный адрес, где такое творится, тут поле непаханое для ревизоров и правоохранителей. Как они могут не отреагировать на рассказ нашего героя о том, что где-то в соседнем совхозе за неделю пало 50 голов скота, а половину ущерба — а это, по самым скромным подсчетам, тысяч двадцать кровных рублей — навесили на его знакомого ветеринара? Почему бедолага, которому год без зарплаты работать, молчит? Почему прокуратура не возбуждает уголовное дело? Почему, в конце концов, сам информационный ресурс не высадил творческий десант на место, где творятся такие безобразия, не зажег телеглаголом сердца людей?

Да потому что байка эта сродни киношной, когда «в соседнем районе члена партии украли». Потому вместо расследования, могущего быть громким, или просто представления возможности высказаться другой стороне, обошлись видеорядом. На нем сплошь, скажем так, ужасы нашего агрогородка: заброшенные здания, поломанная техника, не лучшего вида животные. И предупреждение: мол, материалы эти носят исключительно иллюстративный характер и не являются документальным отображением рассказа героя.

А он, надо сказать, к концу исповеди заматерел, дорос до обобщений и серьезных выводов. Главный — сельхозпроизводство надо отдавать частнику, который будет гоняться не за статистикой, а за прибылью. Что сказать? Если бы было с кем спорить, поспорил бы. А так вот чем ограничусь: молись, сынок, Богу, чтобы частник не пришел в твой совхоз. Потому что специалиста — а ты ведь сам признался, за язык никто не тянул, — который может своровать шприц с лекарством, чтобы загнать его бабушке за двадцать рублей, он погонит поганой метлой и имени не спросит.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter