Говорят, под Новый год, что ни пожелается…

У работников потребкооперации Копыльского района только одно пожелание

У работников потребительской кооперации Копыльского района только одно пожелание: наиболее полное удовлетворение потребностей обслуживаемого населения в товарах и услугах

В минувшем году Копыльское райпо единственное в столичном облпотребсоюзе выполнило все доведенные прогнозные показатели. Нынче, по словам первого заместителя председателя правления райпотребобщества Ирины Погребицкой, повторить прошлогодний успех не удалось, но созданный тогда задел позволил в условиях глобального финансово-экономического кризиса обеспечить рентабельную работу основных отраслей кооперативной деятельности и в целом положительную динамику развития районной организации потребительской кооперации. По предварительным данным, будут выполнены девять из двенадцати прогнозных показателей. К сожалению, несмотря на прилагаемые усилия, не удалось выйти на запланированные объемы роста розничного товарооборота и товарооборота общественного питания, а также по привлечению инвестиций в основной капитал.

Окончательные итоги будут подведены по завершении года, но, объективно оценивая сделанное, уже теперь можно с уверенностью сказать, что поставленные цели и задачи копыльскими кооператорами в основном были достигнуты. Главное, на мой взгляд, в том, что райпо в жесткой конкурентной борьбе с многочисленными коммерческими структурами сохранило свои позиции на местном рынке товаров и услуг и по-прежнему остается одним из основных в районе налогоплательщиков среди хозяйствующих субъектов. Взять, к примеру, торговую отрасль, от состояния дел в которой, как известно, во многом зависит и ситуация во всей кооперативной организации. За одиннадцать месяцев темп роста розничного товарооборота составил 100,4 процента в сопоставимых ценах. Это, конечно, далеко не прогнозный показатель, но, с другой стороны, и падения не допущено. Причем, обратите внимание, за этот период получено в денежном выражении 52,4 миллиарда рублей товарооборота, тогда как в минувшем году имели 46,3 миллиарда.

Вовсе не собираюсь приукрашать реальное положение дел. Оно, как и везде, в потребкооперации Копыльщины тоже достаточно сложное. Тем не менее остается фактом, что нынче, как и в минувшем году, здешние кооператоры — лидеры в системе Минского облпотребсоюза по количеству выполненных прогнозных показателей. Поэтому, думается, у них есть все основания с хорошим настроением встретить Новый год. Если же задаться вопросом, чем запомнился год уходящий, то, пожалуй, среди наиболее значимых событий стала подготовка к празднованию 735-летия города Копыля, которое было приурочено к 3 июля – Дню независимости Республики Беларусь. Председатель правления Копыльского райпо Светлана Полещук рассказала, что к этой дате были полностью обновлены фасады всех предприятий торговли в райцентре и они встречали покупателей, многочисленных гостей праздника принарядившимися, а предлагаемый ассортимент товаров полностью удовлетворял запросы покупателей. Замечу, что и в обычные дни, образно говоря, товарный голод в копыльских магазинах, в том числе сельских, не ощущается. Недавно здесь побывали проверяющие из Белкоопсоюза, и, по большому счету, каких-либо серьезных претензий к работе предприятий торговли у них не возникло.

Примета времени на Копыльщине – агрогородки, которые определяют облик района. Нынче такой статус обрели деревни Камень и Новые Докторовичи. Не остались в стороне от общего дела и кооператоры. В населенных пунктах были реконструированы четыре расположенных там торговых объекта с установкой современного торгового и технологического оборудования. Согласен, что этим в системе потребкооперации республики уже никого не удивишь. Просто констатирую факты, что и в условиях кризиса продолжалась работа по повышению эффективности торгового обслуживания населения. Вот еще конкретный пример: в 107 из 136 находящихся в ведении райпо магазинов внедрен метод самообслуживания, что также положительно сказалось на увеличении объемов товарооборота. Широко практиковалась также продажа товаров в рассрочку без первоначального взноса и процентов: от трех до шести месяцев – на промтовары и на один месяц – на продукты питания. Причем, заметьте, из 3 миллиардов рублей такого, с позволенья сказать, потребительского кредита только 165 миллионов приходится на долю продовольствия, в основном им пользуются сельские жители.         

Особенность копыльских магазинов в том, что они не отличаются, как правило, большими размерами торговой площади. Поэтому, признались в райпо, проблематично внедрение в отрасли хорошо зарекомендовавшего себя в других регионах республики лунинецкого метода. Тем не менее, насколько мог убедиться, работники прилавка стремятся максимально использовать имеющиеся возможности. Это, в частности, можно проиллюстрировать хотя бы на примере универсама «Зимняя вишня». В свое время, припоминается, после проведенной реконструкции в нем одними из первых в республике отрабатывались современные приемы ведения торгового дела. Тамошний опыт организации торгового процесса рассматривался на областных и республиканских семинарах, которые проводились на базе этого магазина. И сегодня «Зимняя вишня», что называется, на виду, коллектив из восьми человек под руководством заведующей Ирины Жук высоко держит профессиональную марку. График работы универсама – с 8 до 21 часа, среднемесячный товарооборот за одиннадцать месяцев составил 150 миллионов рублей.

В сентябре этого года в райцентре открылся продовольственный магазин «Слуцкий край». Примечателен он прежде всего тем, что здесь реализуется в основном продукция слуцких предприятий. Среди поставщиков – комбинат хлебопродуктов, сыркомбинат, мясокомбинат, хлебозавод… Слуцкие «прысма-кi», надо сказать, пришлись по вкусу копылянам. Среднемесячный товарооборот, несмотря на незначительный срок работы, уже достиг 60 миллионов рублей. В магазине трудятся четыре продавца вместе с заведующей Натальей Лесницкой. Это молодежный коллектив, и, судя по результатам, у предприятия торговли просматриваются неплохие перспективы.

— В целом по райпо, — подчеркнула Ирина Погребицкая, — в ассортиментном перечне удельный вес реализации товаров отечественного производства составляет 94,6 процента. При этом средняя нагрузка на одного продавца за одиннадцать месяцев – 17,7 миллиона рублей. Это несколько ниже рекомендуемой Правлением Белкоопсоюза цифры в 18 миллионов рублей. Поэтому в оставшееся до конца года время активно работаем над наращиванием объемов торговой деятельности.

В течение декабря райпо проводит предновогоднюю акцию по продаже товаров по сниженным ценам. В частности, на ковры и ковровые изделия, модельную обувь при покупке предусмотрена скидка в размере 30 процентов, на ювелирные изделия из золота и серебра – на 20 и 10 процентов соответственно. Аналогичная акция проводится и совместно с ОАО «Минский часовой завод», ОАО «Борисовский хрустальный завод», РУП «Витязь». При этом скидка на товары этих предприятий составляет в среднем 10 – 15 процентов. В универсамах «Зимняя вишня» и «Ласточка» при совершении покупки на сумму от 30 до 50 тысяч рублей покупателю вручается поощрительный подарок, а свыше 50 тысяч рублей – два подарка. Хорошо была воспринята покупателями, по словам Ирины Погребицкой, выставка-дегустация колбасных изделий ОАО «Борисовский мясокомбинат», которая проходила 9 декабря в «Зимней вишне». А спустя два дня копыляне могли оценить на персональной выставке-продаже высокие профессиональные навыки мастера-кондитера Галины Боровик. На очереди – организация такой же выставки-продажи мастера-повара ресторана «Колос» Светланы Чиж. С 23-го по 28 декабря работники потребительской кооперации Копыльщины будут проводить предновогоднюю торговлю в Москве в микрорайоне Кузьминки и рассчитывают получить неплохую выручку. К слову, для торговли в Белокаменной будет завезено товаров на 150 миллионов рублей, в основном брендовых поставщиков, рекомендуемых Правлением Белкоопсоюза.          

Необходимо отметить, что внешнеэкономическая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе райпо. За одиннадцать месяцев от реализации товаров на экспорт получено около 292 тысяч американских долларов. По этому показателю копыльские кооператоры заняли третье место в Минском облпотребсоюзе, пропустив вперед только коллег из Любанского и Стародорожского райпо.

— Мы заблаговременно провели накопление товаров к предновогодней и рождественской торговле, — рассказывает Ирина Погребицкая. – Были сформированы подарочные наборы с праздничной символикой, в достаточном количестве завезены в магазины рыбные и мясные деликатесы, оливки, маслины, цитрусовые, шампанское и игристые вина. Кроме того, в продажу поступило сто новогодних костюмов на сумму 5,4 миллиона рублей, реализуются различная сувенирная продукция, скомплектованные из промтоваров подарки. С учетом этих и других факторов рассчитываем в декабре значительно превысить среднемесячный показатель розничного товарооборота, который обычно составляет около 4,8 миллиарда рублей. В конечном же итоге это позволит торговой отрасли завершить нынешний год пусть с небольшим, но все-таки плюсом.

Остается только добавить, что победителей традиционно проводимого в райпо конкурса на лучшее новогоднее оформление магазина тоже ждут подарки. Коллективы, занявшие первое, второе и третье места, будут поощрены соответственно тремя, двумя и одной базовыми величинами.

На снимке: с хорошим настроением встречает Новый год заведующая магазином «Слуцкий край» Наталья ЛЕСНИЦКАЯ.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter