Почему Уэйна Гретцки на заре карьеры норовили назвать тощим поляком и при чем здесь Глен Хэнлон?

Говорят и показывают

Ну вот как объяснить сегодняшним болельщикам, что раньше и деревья были большими, и реки длиннее, и камни толще, и хоккей совершенно иным? Как объяснить феномен Третьяка, финты Харламова, щелчок Фирсова и невероятную харизму Мальцева? Как взять и объяснить, что матерый Фил Эспозито так ненавидел русских, что однажды его дочь вышла замуж за одного из них? Как понять, почему Пол Хендерсон — автор «гола века», принесшего канадцам победу в знаменитой Суперсерии-1972, четверть того самого века работал священником. Как рассказать, как воевали НХЛ и ВХА, как «Крылья Советов» укрепляли спартаковцами, а московское «Динамо» участвовало в матче заокеанских звезд? Как рассказать, почему Уэйна Гретцки на заре карьеры норовили назвать тощим поляком и при чем здесь Глен Хэнлон?

1974 г. Ворота сборной ВХА атакует Владимир Шадрин.

Новенький «Горизонт» (или старый «Рекорд», или даже КВН) показывает «Голубой огонек». Уже поет Пугачева, сверкает Лещенко и отказывается стареть Пьеха. Все как сейчас: есть оливье и шампанское, и пусть телевизор зимой и летом снежит одинаково, праздник приходит и спать в новогоднюю ночь совершенно не хочется. Впереди «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и еще обязательно хоккей: «Говорит и показывает Монреаль...»

За давностью лет не суть важно, что точно из хоккейных трансляций показывало в новогоднюю ночь Центральное телевидение СССР. Важнее, что в 1970-е хоккей становился безусловным украшением телеэфира, а звезды ледовых баталий сверкали ничуть не менее ярко, чем звезды эстрады.

«Случались и забавные эпизоды, связанные с моим именем, — за авторством Владислава Третьяка в СССР вышло сразу несколько книг, а здесь и сейчас мы цитируем «Верность». — В Детройте, например, прошел слух, что будто бы я собираюсь подписать контракт с клубом «Ред уингс». Там действительно обнаружили человека, выдававшего себя за Третьяка и якобы говорившего с русским акцентом. Проверка показала, что фамилия этого самозванца Тарлифф и что к хоккею он имеет такое же отношение, как я к игре на арфе. Не знаю, что дальше стало с этим мошенником, но говорят, будто до своего разоблачения он сумел крупно заработать, эксплуатируя чужую фамилию. Другой похожий случай произошел в Бирмингеме. Там, как я слышал, некий «Третьяк» почти месяц жил в доме биржевого маклера, развлекая его историями о своих подвигах на льду. Приходится только удивляться простодушию американцев, так легко позволяющих себя одурачивать».

Великий хоккейный вратарь вспоминает одну из новогодних хоккейных суперсерий, а история не дает соврать: всего советские и заокеанские звезды сходились в ледовых баталиях 16 раз и общее превосходство оказалось за нашими — 96 побед против 63. Суперсерия-1972, в которой американцам и канадцам открылся советский хоккей, оставила ощущение некой недосказанности (сборная НХЛ вырвала общую победу лишь за 34 секунды до конца последнего матча): никто так и не разобрал, кто же все-таки сильнее. И встречи пошли одна за другой. Пока автор того самого решающего гола в «Лужниках» Пол Хендерсон переквалифицировался в священника и посвящал свою жизнь проповедям о семейных ценностях, его бывшие партнеры рубились с ненавистными русскими, не жалея репутации.


Точку в противостоянии поставила шайба Бориса Александрова.

Атакует Иван Курнуайе.

Лучшие игроки поединка — Пит Маховлич, Владислав Третьяк и Иван Курнуайе.
Эпизоды самого известного новогоднего матча. 31 декабря 1975-го.


В 1974 году сборная СССР играла со сборной, образованной незадолго до этого в пику НХЛ Всемирной хоккейной ассоциации. Выиграла уверенно, даже несмотря на то, что позже вспомнит Третьяк:

«Дворец спорта во время тренировки забит почти до отказа. Сборная ВХА в полном составе пришла взглянуть на сборную СССР. Старший тренер Борис Павлович Кулагин показывает нам: вон знаменитый бомбардир Бобби Халл, а вот неувядаемый 46-летний Горди Хоу. Некоторых мы узнаем сами: Фрэнка Маховлича, Хендерсона, Степлтона... Встречались с ними два года назад. Канадцы невозмутимо жуют свою резинку, молча смотрят на лед».

А зимой 1975 года началась первая серия между клубами. От СССР участие приняли ЦСКА и «Крылья Советов», которые провели по 4 игры на территории Северной Америки. По соглашению с руководством НХЛ советские команды имели право усилить свои составы семью игроками. В ЦСКА играли динамовцы Валерий Васильев и Александр Мальцев, ленинградский армеец Солодухин, в «Крыльях» — спартаковцы Александр Якушев, Виктор Шалимов, Владимир Шадрин, Юрий Ляпкин.

И как и в 1972 году, после первой игры у американцев случился шок — тогда в Монреале Фил Эспозито забросил Третьяку уже на 30-й секунде, сейчас он же в составе «Нью-Йорк Рейнджерс» ассистировал Стиву Викерсу уже на 21-й секунде, его команда повела в игре с ЦСКА, но оба матча завершились с одинаковым счетом — 7:3 в пользу советских гостей. Надо ли вам объяснять, какое значение получала вторая игра серии, которая по невероятной ухмылке судьбы проходила 31 декабря 1975 года в самом настоящем храме хоккея — монреальском «Форуме»?


Сыграли 3:3, и тот матч многие склонны называть едва ли не лучшим в истории хоккея. Вчитаемся в Третьяка:

«Пита Маховлича, Ивана Курнуайе и меня назвали лучшими игроками встречи. Нас оставили на льду и втроем сфотографировали на память. Трибуны безумствовали. Когда сейчас, спустя несколько лет, я смотрю на эту фотографию, то до мельчайших деталей вспоминаю замечательный вечер в Монреале. На следующее утро я прочел: «Скотти Боумен — тренер монреальцев — утверждает, что ни в одном матче этого сезона его команда не имела столько возможностей для бросков по воротам, как во встрече с ЦСКА. Он же говорит: «Любому другому вратарю пришлось бы вынимать из своей кожи осколки пропущенных шайб, как шрапнель. Любому другому, но только не Третьяку. Этот русский лейтенант украл у нас победу». Если быть справедливым, то это не совсем точно. Не я украл победу у «Монреаль канадиенс». Я просто добросовестно сделал то, что мне полагалось, а все остальное хорошо сделали другие.

После матча мы поехали в советское генконсульство на встречу Нового года. По-моему, все остались довольны итогом матча: и наши соперники, и мы, и зрители. За несколько минут до полуночи я подошел к телевизору. Повторяли наиболее острые моменты встречи, а потом комментатор в восторге посыпал свою голову конфетти и крикнул: «Ура! Ничья! С Новым годом!» Так закончился этот незабываемый вечер».

В советской прессе ВХА рисовали как идеологическую альтернативу НХЛ, однако это было, конечно, совсем не так. Ассоциация была создана в 1972 году в качестве конкурента Национальной хоккейной лиги (НХЛ) двумя предпринимателями из Калифорнии, которые до этого создали Американскую баскетбольную ассоциацию, конкурировавшую с НБА. Но как и АБА прекратила свое существование в 1976 году в связи со слиянием с Национальной баскетбольной ассоциацией, так и ВХА скончалась в 1979 году, слившись в экстазе со своим конкурентом: ничего идеологического — только бизнес.

 
Уэйн Гретцки и Горди Хоу. От 1972-го до 1979-го.


В историю, правда, войти успела. В этом году отмечали 30-летие с того момента, как Уэйн Гретцки побил бомбардирский рекорд Горди Хоу. Вспоминали старую фотографию, на которой «Мистер Хоккей» (как навсегда прозвали Хоу) как будто захватывает крюком клюшки голову 11-летнего тощего поляка (как однажды назвал игравшего в его команде Гретцки папа Фила Эспозито). И еще обязательно писали о том, как в январе 1979-го Хоу и Гретцки играли в одной команде, и дело было в трех подряд поединках звезд ВХА против московского «Динамо». Три те игры москвичи проиграли, но разве не прекрасен тот факт, что Гретцки забрасывал Сергею Бабарико с передач самого Горди Хоу и его сына?!

В 1972 году шайба Пола Хендерсона заставила замолчать «Лужники».

Жизнь бежит и едва ли не убегает. Великий матерщинник и гроза Третьяка Фил Эспозито выпустил книгу мемуаров, в которых нашлось место куче сальностей и одиозных высказываний об окружавших его людях. О русских Эспозито писал без всякого пиетета («После матча Кулагин заявил журналистам: «Единственное, в чем мы не могли сравняться с канадцами, так это в эмоциях». Конечно, не могли. Они же были роботами. Они должны были делать только так, как им говорили, а иначе их наказывали и вообще отстраняли от команды») , однако однажды в нему в «Тампу» приехал Алесандр Селиванов, и жизнь побежала совсем в другую сторону. Дочь Эспозито Керри вышла замуж за русского Сашу, у Эспозито появились два внука, которые тоже играют в хоккей. Семейную идиллию разрушила только смерть Керри — внезапно, на 43-м году жизни...

Владимир Лутченко, Валерий Васильев и Геннадий Цыганков — великолепные мастера.

Уэйн Гретцки в этом году согласился выполнять представительские функции в китайском хоккейном клубе «Куньлунь Ред Стар». Кто мог представить такое на заре его карьеры? Кто мог представить, что даже у себя в Беларуси мы будем вести летопись энхаэловцев? Кто мог представить, что рыжий вратарь «Ванкувера» Глен Хэнлон, в ворота которого Гретцки забросил первую шайбу в НХЛ, однажды приедет тренировать в Минск? Кто мог представить, что однажды в хоккейном мире найдется человек, который будет не просто угрожать рекордам Гретцки и Хоу, но еще и одновременно дружить с президентами России и США? А еще скажите, разве можно было представить, сидя у снежившего телевизора, что однажды тот самый Эспозито напишет: «...спустя годы канадский хоккей стал больше похож на русский, а русский хоккей — больше похож на тот, в который играли мы...»


gord@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter