100-летию легендарного комментатора Николая Озерова посвящается

Говорит и показывает

Спортивных болельщиков сегодня можно смело делить на два принципиальных лагеря: тех, кто слышал, как комментирует Николай Озеров, и тех, кто просто о нем что-то слышал. Это как тургеневская философия отцов и детей: классификация на представителей самобытной, но уже немодной спортивной оld school и на людей нового поколения — нигилистов-базаровцев, для которых идеалами стали отсутствие преклонения перед авторитетами, старыми истинами, либерализм и полный приоритет полезного над прекрасным.


В последнее время все чаще приходится ловить себя на мысли, что голос комментатора не помогает просмотру, а отвлекает от него. Иногда и того больше — раздражает, мешает, заставляет злиться. Рука тянется к пульту, чтобы сделать звук потише, и очень бывает досадно, что нет в нем такой замечательной опции, которая позволяла бы отключить закадровое болботание, оставив лишь интершум — дыхание игры: рев стадиона, судейские трели, бурные эмоции игроков на поле. А ведь раньше с волнением ждали матча любимых футбольных команд или любой другой спортивной трансляции с надеждой услышать знакомые интонации любимого комментатора. И бывало расстраивались пуще пропущенного гола, когда в эфир выходил кто-то другой.

Комментатор тогда и сегодня — это две большие разницы. В годы, когда телевизор считался роскошью, а спортивные трансляции приравнивались к семейным торжествам, тот, кто их озвучивал, заходил в дом лучшим другом — остроумным и добрым тамадой: беспристрастным интеллектуальным критиком и знатоком, способным дать ответ на любой вопрос, поддержать в нужную минуту, не позволить раскиснуть и взбод­рить нетривиальной шуткой. Комментаторов готовили, как космонавтов, а выход в эфир приравнивался к открытому космосу. Артистизм, подача, тембр, дикция, чистота и культура речи — без этого к микрофону не подпускали на пушечный выстрел. Плюс харизма — умение нравиться слушателям и находчивость — сноровка быстро соображать и моментально выпутаться из любой стрессовой ситуации. Ну и, конечно, знание предмета — без этого было никуда! Комментаторы советской поры почти все (за очень редким исключением) сами активно занимались спортом, а многие и вовсе имели высокие звания, титулы и были знаменитыми чемпионами. Для них секретов в ремесле не было даже в мелочах. Нынче же спорт и его трансляции поставлены на поток, а звание комментатора давно утратило свой лоск и шик. Впрочем, настоящие профи есть. Их, как и раньше, единицы, но проблема в другом: слишком забит эфир, и в многотысячном чириканье воробьев соловьиная трель почти не слышна.

На этом фото запечатлена предположительно первая спортивная трансляция в БССР. Минский стадион «Динамо». 4 августа 1957 года. Команда «Урожай» встречалась со сборной Пхеньяна. Однако в этот день не только футбол приковывал к себе взгляды болельщиков: неподдельный интерес и любопытство вызывали чудо–автобусы с антеннами, будто сошедшие со страниц фантастических романов.

Культ телевизионного спортивного комментатора построен на том, что это был голос волшебника. Первый массовый электронный телевизор КВН-49 появился в СССР в 1949 году. 29 июня того же года счастливые обладатели «кэвээнов» смогли посмотреть по ним и первый футбольный поединок. Любопытный факт: минское «Динамо» навсегда вошло в историю советского спортивного телевещания, потому что именно оно в тот день на стадионе в Петровском парке в Москве играло против славного и маститого ЦДКА. У микрофона, конечно, сидел Вадим Синявский — легендарный к тому времени радийный голос страны. За игрой следили всего две камеры, и увидеть хоть что-то в подробностях на малюсеньком экране было довольно сложно, а потому роль комментатора была невероятно важной: миллионная аудитория продолжала затаив дыхание больше слушать, чем смотреть.

Фундамент знаменитой советской школы спортивных комментаторов заложил, конечно, он — великий Вадим Синявский. Еще до войны его голос знала вся страна, именно он вел все спортивные репортажи по радио. Выглядело это, с его же слов, приблизительно так: «В 1939 ­году я вел репортаж со стадиона в Сокольниках, забравшись на высокую ель. Привязал микрофон к сучку, на другом уселся сам. В середине первого тайма сорвался с сучка… Микрофон остался наверху. Секунд через десять добрался до него и первое, что сообщил радиослушателям: «Дорогие друзья, не волнуйтесь, мы с вами, кажется, упали с дерева...» Во время Великой Отечественной войны Синявский был фронтовым корреспондентом: он вел репортаж о легендарном параде на Красной площади, с которого бойцы уходили прямиком на фронт, вещал из своего родного Смоленска, участвовал в обороне Москвы, а после стал голосом несгибаемого Сталинграда: «Мы не погибли, мы живы, не слушайте ложь Геббельса!» После героической Победы, осенью ­1945-го, отправился с командой московского «Динамо» в Англию и уже с Туманного Альбиона ухо советской Родины с наслаждением ловило его неподражаемый тембр.

Анна Дмитриева.
Озеров, конечно, тоже рос на репортажах Синявского. Чемпион СССР и заслуженный мастер спорта по теннису, выпускник актерского факультета ГИТИСа, имеющий за плечами с десяток ролей во МХАТе, правнук знаменитого композитора и сын известного оперного тенора — с таким портфолио раньше приходили в эфир. Дебют Николая Озерова состоялся в 1950-м, и спасибо за это все почитатели таланта Николая Николаевича должны сказать Виктору Дубинину — второму после Синявского спортивному голосу СССР. Знаменитый футболист московского «Динамо» (интеллигентный и начитанный, как его характеризовали все знакомые) очень удачно справлялся с ролью журналиста, но партия сказала: «Надо». Дубинин получил назначение на должность старшего тренера в родное «Динамо». Озеров вел репортаж вместо него под неусыпным контролем мэтра Синявского, готового в случае чего перехватить микрофон у новичка, но этого делать не пришлось. Более того, приблизительно в этот момент закончилась одна комментаторская эра и началась другая — эра Николая Озерова.

Тридцать лет доминирования в спортивном теле- и радиоэфире, невероятная популярность и любовь всей страны — его успех был колоссален: страна с упоением слушала Озерова с 15 Олимпиад, 30 чемпионатов мира по хоккею, чемпионатов мира и Европы по футболу. Он вел свои репортажи из 50 стран мира. Николай Озеров и советский спорт 1950—1970-х в принципе не отделимы друг от друга, как сиамские близнецы, его голос — это голос побед и разочарований, это боль и радость, горе и счастье. Болельщики не просто пародировали интонации любимого комментатора, они даже думали его голосом. Озеров был блестящ в своем амплуа, но его невероятной популярности и успеху поспособствовало само время — он попал в период, когда мог фактически в одиночку закрывать почти весь основной спортивный эфир. И он это с успехом делал.

Конец 1970-х — начало 1980-х — новое время. Кумиру миллионов перевалило за 60, и на передовые позиции стали постепенно выходить другие лица: нестандартные, привлекательные, интересные — интеллектуально подкованные и одаренные Богом не меньше, чем ставший тяжеловесом Николай Николаевич. Удивительно яркая и творческая волна бывших спортсменов, взявшихся за микрофон. Хоккеист Евгений Майоров — знаменитый спартаковец и олимпийский чемпион; футболист Владимир Маслаченко — вратарь года — 1961, чемпион и трижды обладатель Кубка СССР; Нина Еремина — чемпионка мира и дважды чемпионка Европы по баскетболу; Анна Дмитриева — 18-кратная чемпионка СССР по теннису, дочь главного художника МХАТа, выросшая среди театральной элиты… Каждый из них обладал не только уникальным голосом, но еще и собственным стилем, помноженным на кладезь знаний и опыта. Играли в футбол, пусть и не на слишком высоком уровне Владимир Перетурин и Геннадий Орлов, Георгий Сурков — мастер спорта и чемпион СССР по академической гребле, Сергей Ческидов — один из основателей и тренер школы ЦСКА по фигурному катанию…

Нина Еремина и Александр Гомельский.

Каждый из этих мастеров репортажа — фигура глобальная, привнесшая в культуру и популяризацию спорта огромный вклад, их имена можно смело и не стесняясь ставить в один ряд со всеми легендарными чемпионами. Но все они так или иначе ученики школы Николая Озерова, потому что хоть что-то у него да переняли. И в этом тоже величие Николая Николаевича — единственного и неповторимого.

Глядя из Минска

Владимир Новицкий.

Пионером спортивного телекомментария в Беларуси с полным основанием можно считать Николая Петропавловского, часть своей богатой творческой карьеры отдавшего редакции газеты «Советская Белоруссия». Впервые в эфир Николай Николаевич вышел в далеком 1960 году, а в журналистику попал во многом случайно: окончил медицинский институт, но однажды просто решил попробовать. «Моим кумиром и примером для подражания в свое время был Синявский, — вспоминал Николай Петропавловский в одном из интервью. — Он не просто комментировал матч, а жил им. При этом был отличнейшим рассказчиком, умевшим заинтересовать любого слушателя. В его время еще не было телетрансляций. Только радиорепортажи. Так, люди брали радиоприемники на стадион, чтобы смотреть матч и одновременно слушать комментарий Синявского. Это о многом говорит».

Николай Петропавловский.


Карьеру комментатора Петропавловский начинал с хоккея, однако у подавляющего большинства болельщиков его голос с легкой хрипотцой навсегда ассоциируется со знаменитой и озорной детской «Спортландией», а также с баскетбольными победами РТИ и «Горизонта». «Во многом благодаря Николаю в Беларуси научились по-настоящему любить баскетбол, — считает один из лучших баскетболистов Беларуси Анатолий Якубенко. — Любить и понимать так, как любил его он сам. И я, и мои товарищи по команде в свое время много общались и спорили с Петропавловским. Но меня всегда подкупало то, как ему удавалось мягко, но тем не менее настойчиво отстаивать свое видение и мнение по любому вопросу. И самое удивительное, что даже специалисты в конечном счете признавали его правоту». Из жизни Николай Николаевич ушел в декабре 2013 года в возрасте 72 лет.

Ну а главным спортивным голосом страны по праву называют Владимира Новицкого, который четыре десятка лет радовал спортивных болельщиков своими неподражаемыми и яркими репортажами: футбольными и хоккейными, биатлонными и с соревнований по тяжелой атлетике. Впервые баритон Новицкого прозвучал в телерепортаже в 1981 году и сразу стал узнаваем. «Начиная с футбольного чемпионата 1982 года до последнего чемпионата СССР все домашние матчи минского «Динамо» комментировал я. Прежде в Минск «Останкино» посылало кого-то из москвичей. Когда появился я — перестали. Вот этим моментом горжусь», — в одном из интервью говорил Владимир Николаевич. А в 1990-м он в числе звезд комментаторского искусства (Котэ Махарадзе, Евгений Майоров, Владимир Маслаченко, Геннадий Орлов и Владимир Перетурин) отправился на чемпионат мира по футболу в Италии, где с блеском отработал 13 матчей, окончательно войдя в пул лучших представителей комментаторской школы позднего СССР и главного передовика разговорного спортивного жанра Беларуси.

Владимир Маслаченко.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter