Говорит и показывает автомобиль

Эта история, случившаяся недавно в одном из российских городов, взбудоражила интернет...

Эта история, случившаяся недавно в одном из российских городов, взбудоражила интернет. На заснеженной улочке столкнулись два автомобиля — «Газель» и ВАЗ. Участники аварии начали выяснять отношения. Один из них двинул второму в глаз, тот упал и угодил под колеса проезжавшей мимо машины. Абсурд! У бедняги тяжелые травмы, переломы, он в реанимации... А ГИБДД уже готово найти крайнего: имеет место наезд на пешехода. По крайней мере, об этом твердил следователям тот, который нанес удар, хотел снять с себя ответственность. Вторила ему и подруга — единственный свидетель. Так и схлопотал бы случайно оказавшийся в эпицентре разборки водитель уголовную статью, если бы в его машине не работал видеорегистратор. Просмотр записи расставил точки над «i». Ролик вскоре появился в сети. Народ задумался: а ведь от подобных случайностей не застрахован никто.


Сам себе режиссер


Водители, пожалуй, поняли, о чем пойдет речь. Ведь мода на автомобильные видеорегистраторы наконец докатилась и до наших краев. Специальные камеры, установленные в салоне машины и призванные фиксировать все происходящие на проезжей части события, есть уже у многих. Возросшую популярность этих девайсов легко объяснить тем, что они стали доступнее по цене — в Минске простенькую модель можно купить и за 100 долларов. Про пользу регистраторов тоже понятно: независимые цифровые «свидетели» помогут отстоять правоту в случае ДТП или наказать обнаглевших дорожных хулиганов.


И все же немного теории. Идея монтировать в автомобилях «черные ящики» — приборы сродни тем, которые используют в авиации, стара как мир. Правда, за счет большой стоимости оборудования она пока так толком и не реализована. Разработчики не отчаиваются и каждый год предлагают новые решения. Вот и в прошлом году свою концепцию «умного» автомобиля презентовала компания Intel. В ее основе — бортовой самописец, который запоминает показания разнообразных датчиков, положение рулевого колеса, скорость и т.д. При этом ведется запись с камер наблюдения. Если автомобиль попадет в аварию, все данные по беспроводной связи тут же «полетят» в полицию и к страховщикам.


Стоит такая система немало и массовой станет вряд ли. Другое дело — видеорегистраторы. Здесь все банально и относительно недорого. Есть видеокамера, у которой могут быть разнообразные характеристики — угол обзора, скорость записи, качество сжатия. Есть держатель–штатив. Установил — и «съемки» начались. Можно отправляться в путь.


...Окрестности Самары. «Лада–Приора» обгоняет микроавтобус. Едет впереди, то тормозит, то снова ускоряет ход. Водитель «Лады» явно идет «на подставу». Наконец после очередного резкого торможения автомобили чуть касаются друг друга. Из «Приоры» выскакивает гражданин в спортивных штанах и черной шапке, берет водителя микроавтобуса за грудки и начинает доказывать, что тот ему «вмазал», так как не держал дистанцию. Обычно такие схемы заканчиваются настойчивым требованием погасить убытки прямо на месте. Но в данном случае «кидале» не повезло: в машине, которую он выбрал жертвой, был установлен видеорегистратор. Заметив прибор, человек в черной шапке попытался уладить конфликт, а потом быстро скрылся.


Похожий случай в прошлом году произошел и в Минске. Водитель маршрутки не поделил дорогу с владельцем «Форда». И тоже был готов пустить в ход кулаки, но заметил «глазок» камеры и утихомирился.


Это лишь одно из возможных применений регистраторов. Есть и другие. На форумах, в блогах и в социальных сетях уже сложились сообщества автомобильных «режиссеров», которые выкладывают в сеть снятые ролики и долго обсуждают различные дорожные ситуации. Находятся среди «водил», конечно, и не совсем адекватные люди, желающие показать миру свой экстремальный стиль вождения. «Вот я несусь по городу со скоростью 150 километров в час!» — хвастается некий москвич М., и на экране действительно видно, как черный БМВ развивает космическую скорость, чудом уходя от столкновения с попутными машинами.


Все эти показательные «путешествия по встречке», «обгоны по обочине», к счастью, у основной массы автолюбителей вызывают лишь раздражение. Да и в ГАИ признают: тот, кто не пожалел денег на видеорегистратор, относится к особой, сознательной категории водителей. Он вряд ли будет безобразничать, играя на публику. Такие, поймав в «объектив» грубое нарушение, наоборот, могут выйти на сотрудников Госавтоинспекции, чтобы лихача или дорожного грубияна наказали.


— Написал во Фрунзенское ГАИ заявление на водителя маршрутки, который меня нагло подрезал. Приложил несколько кадров с видеорегистратора, — цитирую один из наших автомобильных форумов. — Водителя вызвали в ГАИ и долго разбирались. Он даже деньги мне предлагал, чтобы дело замять. Моя же цель была показать: за хамское поведение нужно отвечать. А на наказании я и не настаивал.


Массовая видеоохота за злостными нарушителями пока не началась, но предпосылки для старта есть. Несколько лет назад, когда «СБ» проводила совместную с ГАИ акцию «Партнерство ради безопасности», представители автомобильных сообществ уже предлагали упорядочить и систематизировать поступающую от водителей информацию, а также назначить ответственного за ее обработку. Быть может, сейчас, когда видеорегистраторов стало гораздо больше, время для этого пришло?


— Если вы зафиксировали факт грубого нарушения ПДД, можете обратиться в ближайшую дежурную часть, не забыв приложить доказательство, — прокомментировали в УГАИ МВД. — Каждый эпизод будет учтен и рассмотрен соответствующим подразделением по территориальному признаку. А вот организовывать специальную структуру пока считаем нецелесообразным. В любом случае мы только «за», если водители будут нам помогать бороться с дорожными хулиганами. Тем более что недавно запустили новую программу «Взаимопонимание». Смысл в том, что автомобилисты — это партнеры и помощники ГАИ. В том числе если они выступают в качестве «видеооператоров».


Конфликт исчерпан


То, что в главке ГАИ поддерживают новую моду на дорожную «режиссуру», конечно, радует. Правда, на местах о том, что это за «цацка» — видеорегистратор, знают пока не все. «Он что, на крышу крепится?» — поразил меня вопросом один «специалист» в форме...


Зато практики давно оценили преимущества устройства.


— Часто лишь видеозапись позволяет разобраться в конфликтной ситуации, — признает командир взвода дорожно–патрульной службы ОГАИ Ленинского РУВД Борис Садовский. — Типичная ситуация: ДТП на перекрестке. Один водитель утверждает, что ехал на зеленый, и второй твердит об этом же. Как установить истину? Первым делом смотрим, смонтированы ли на ближайших зданиях видеокамеры. А есть они не всегда. Поэтому видеорегистратор — вещь незаменимая. Несколько ДТП разобрали исключительно с их помощью.


Пример того, как иногда помогает гаишникам водительское «хоум–видео», привели в ОГАИ Первомайского района. В аварию на пересечении улиц Академической и Ботанической попали «Ауди» и «Фольксваген». За рулем «Ауди» сидела дама, которая замечталась, прозевала зеленый и когда «коллеги» на соседних полосах уже остановились, выехала на перекресток. Где и повстречалась с «Фольксвагеном». «Я ехала на разрешающий сигнал!» — твердила водительница, не желая никого слушать. В дело вмешалась третья сторона — у водителя, который ехал за «Фольксвагеном», запись вел видеорегистратор. Свидетель проявил похвальную инициативу, подъехал к месту аварии, дождался сотрудников ГАИ и прокрутил свое видео. Вопрос был тут же решен.


Некоторые владельцы регистраторов, впрочем, все еще сомневаются: а может ли инспектор отказаться принимать факт видеозаписи к сведению? Ведь в законах она не прописана. Да и к качеству картинки придраться легко.


В УГАИ нас заверили: что касается законодательной базы, то здесь все урегулировано. Нет официальных требований и к качеству записи. Даже если на экране нельзя разобрать номера машины, которая, к примеру, скрылась с места ДТП, инспектора смогут «пробить» авто по базе, ориентируясь на цвет, марку. В случае сомнений видео отправят на экспертизу.


Определенные рекомендации все же существуют. О факте «съемки» лучше сообщить сразу же, настояв на внесении этой информации в протокол осмотра места происшествия. При этом снимать запись с прибора стоит в присутствии сотрудника ГАИ. Если вы не отошли от шока и забыли, тоже не фатально. Всегда остается возможность написать соответствующее ходатайство.


В дальнейшем гаишники обычно поступают следующим образом: берут ролик на разбор ДТП и демонстрируют участникам. Как правило, тот, кто виновен, но упирается, признает свою вину и дает правдивые показания. В таком случае запись может храниться в ГАИ и не приобщаться к материалам дела. Если же и просмотр видео не переубедил нарушителя, специалисты делают раскадровку и теперь уже приобщают фотографии к делу — они обязательно понадобятся в суде.


Скрытая угроза


Производители видеооборудования радостно потирают руки: в списке самых полезных автомобильных девайсов, составленном недавно в России, видеорегистраторы заняли второе место. И это еще цветочки! Ведь некоторые эксперты всерьез полагают: уже в ближайшем будущем, когда на дорогах все будут «снимать» всех, представления об автомобильном движении и контроле за ним кардинально изменятся. Представьте: опасаясь попасть в кадр, лихач не пойдет на опасный обгон, пешеход не выскочит в неположенном месте на проезжую часть... Фантастика или все же достижимая реальность?


— Ни о какой революции, а уж тем более о резком изменении поведения человека за рулем я бы не говорил, — улыбается председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Видеорегистратор — один из факторов, позволяющих водителю чувствовать себя увереннее на дороге, одно из возможных доказательств в случае ДТП. Но не более. Не будем преувеличивать его значимость! Гораздо больше надежд я возлагаю на применение фото– и видеокамер ГАИ, именно они могут оказать нужный профилактический эффект. Если, конечно, система будет организована правильным образом.


И все же: в следующий раз, когда решите похулиганить за рулем, подумайте о «скрытой угрозе». Ведь если заснявший вас коллега–«режиссер» и не вышлет свой фильм в ГАИ, то выложить его в интернет, снабдив язвительными комментариями, может вполне.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter