Жизнь показывает, что ЖЭС по-прежнему ближе человеку
На открытие расчетно-справочного центра Борисовского городского унитарного предприятия «Жилье» местные жители реагировали по-разному. Одни — скептически, другие — с оптимизмом, мол, отныне вся информация о жильцах будет храниться не в регистрационных журналах нескольких десятков сотрудников, а в памяти компьютеров…
— Пять ЖЭСов города, объединенных в один центр, — это, безусловно, сила, — говорит начальник центра Ирина Церельчук. — Уже за первую неделю работы мы почувствовали всю важность перемен. Надеемся, и население их оценит по достоинству. Теперь за всеми справками и по вопросам оплаты услуг ЖКХ — к нам, а по поводу ремонтных и сантехнических работ — по старым, привычным адресам.
…В просторном, недавно отремонтированном здании рядом с автовокзалом города еще не до конца выветрился запах краски, но за дверьми кабинетов полным ходом идет привычная работа бухгалтеров, паспортисток, сотрудников отдела субсидий. Если еще несколько дней назад прием граждан в своих ЖЭСах они вели по стандартной схеме, то теперь — с 8 часов утра до 7 вечера ежедневно, без перерыва на обед. Пропускная способность увеличилась в несколько раз, и это хорошо заметно.
Помимо вопросов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, люди приходят сюда получить справки, проконсультироваться, например, по поводу льгот, посоветоваться и просто поговорить о жизни.
— Не так-то просто с другого конца города к вам добираться, — вздыхают некоторые посетители.
— Надеялись, что в очереди стоять не придется. Однако пришлось, — жалуются другие.
— Неплохо бы вопрос о взаимозаменяемости ваших работников продумать, — советуют третьи. — Чтобы удобство все горожане почувствовали, а не только те, кто за базу данных отвечает…
— Первые впечатления обычно всегда эмоциональны, но не всегда верны и точны, — парирует директор УП «Жилье» Александр Климентович. — Мы пошли на этот шаг вполне обдуманно, в рамках реформы жилкоммунхоза. В будущем у расчетно-справочного центра, конечно же, появятся филиалы. Люди привыкнут к новой системе, поймут ее преимущество. А ЖЭСы смогут вздохнуть свободнее и вплотную заняться делами хозяйственными, оказанием услуг населению.
Определенный опыт в этом плане уже есть в Солигорске, где местное унитарное производственное предприятие «ЖКХ «Комплекс» активно развернуло деятельность по обслуживанию жилищного фонда, тепловых сетей, сетей электроснабжения, котельных, по благоустройству парков, скверов, дорог, гостиниц, кладбищ...
По словам заместителя директора по эксплуатации жилищного фонда ЖКХ «Комплекс» Николая Прокоповича, в текущем году значительно расширился спектр оказания услуг населению, улучшилось качество ремонтных работ, на 41,2 процента сократилось количество устных и письменных обращений граждан. И, видимо, не случайно райисполком принял решение о присоединении к городскому хозяйству РУП «Старобинское объединение коммунальных услуг». Задачи усложнились, работы прибавилось. А поскольку в следующем году Солигорск будет праздновать пятидесятилетний юбилей, здесь развернулись широкомасштабные работы по наведению порядка, озеленению, ремонту кровель, окраске фасадов, тепловой модернизации домов, реконструкции улиц. И повсюду вместе с подрядными организациями трудятся сейчас бригады коммунальной службы.
— Этапы преобразования жилищного хозяйства столицы напрямую связаны с процессами и тенденциями развития ЖКХ Республики Беларусь и направлены на реализацию Указа Президента «О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства», — подытожила начальник центра по сопровождению реформ в жилищном хозяйстве ГП УЖХ Мингорисполкома Светлана Степанова. — Во всех районах столицы прошла реорганизация жилищно-эксплуатационной службы.
В результате с соответствующим разделением функций появились расчетно-справочные центры и служба заказчика.
— Прошло совсем немного времени, и жизнь подтвердила правильность такого решения, — отметила Светлана Михайловна. — Новая структурная единица — РСЦ — позволила более четко и грамотно организовать прием граждан. А отдельная служба заказчика, отвечающая за выполнение текущего ремонта и контролирующая содержание жилищного фонда подрядными организациями, стала намного активнее работать с населением. Реформа подразумевала повышение качества обслуживания, минимум бумажной волокиты, а главное — отсутствие очередей.
Новая система это дала и быстро себя оправдала: количество часов приема граждан в РСЦ увеличилось в 4,3 раза при той же численности работающих. На сегодняшний день в столице уже создано 35 центров, объединивших 109 жилищно-эксплуатационных служб города.
Сориентировались и на создание конкурентной среды в управлении жилым фондом. Но выяснилось, что наше население пока еще не умеет, а чаще всего просто не хочет быть собственником. При этом первый этап реформы, в основе которого была задача приватизировать жилой фонд, жильцы восприняли. А вот ответственности за содержание своей собственности почему-то побаиваются, хотя все условия для прихода бизнеса в сферу жилищно-коммунальных услуг государством созданы.
Одним словом, на предложение уходить от ЖЭСов к товариществам собственников и самим проявлять заботу о своем доме откликнулись пока немногие. В Минске зарегистрировано 245 товариществ собственников.
Казалось бы, чего проще: объединяйтесь в товарищества и самостоятельно распоряжайтесь деньгами на техобслуживание, выбирайте поставщиков тепла и электричества, специалистов для подрядных работ по обслуживанию жилого фонда… Но в большинстве домов собственниками до сих пор не принято решение о способе управления совместными домовладениями. И в результате администрации районов по старинке назначают им «хозяев» — уполномоченных лиц из руководителей жилищных ремонтно-эксплуатационных объединений районов. А между тем идет реформа. И идет время.
Бесспорно, реформирование системы ЖКХ позволило добиться более эффективных показателей в отрасли. Многое стало заметно меняться к лучшему. Остается надеяться, что известный принцип работы с заказчиком «все, чего пожелаете» в ближайшем будущем и здесь закрепится прочно, а главным критерием отрасли станет качество оказываемых услуг. Ведь ЖЭСы, как показывает жизнь, по-прежнему нашему человеку ближе. То есть он всегда рядом…
Кстати
Заявляя о планах защитить права потребителей жилищно-коммунальных услуг, наши депутаты инициировали новый закон, касающийся сферы отрасли ЖКХ. Документ стоит в плане законопроектной деятельности на 2007 год.
Известно
…Что состояние двора или подъезда влияет на стоимость квартиры в доме. Что деятельность товарищества собственников совместного домовладения (или, используя международный термин, кондоминиума), как правило, гарантирует жилью образцовое содержание, а значит, и престижность. Поскольку создать такую организацию на стадии строительства проще, можно полагать, что застройщики все чаще будут предлагать покупателю не только квадратные метры, но и место в товариществе, а значит, и право самостоятельно улучшать среду своего обитания за собственные и заработанные товариществом средства.
На снимке: расчетно-справочный центр ЖЭСов №№ 41, 45, 58 ЖРЭО Ленинского района г. Минска. прием граждан ведут Валентина ЧИКУН и Светлана КОБЯКОВА.