Говорим «энергоэффективность», подразумеваем «снижение себестоимости» и «новые рынки сбыта»

ЕСЛИ БЫ перерабатывающие предприятия АПК решали вопросы энергосбережения так, как на Глубокском молочно-консервном комбинате, расходы республики сократились бы примерно на 300 миллиардов рублей в год, отметил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид МАРИНИЧ.

Без модернизации производства на победу в борьбе за покупателя рассчитывать не приходится

ЕСЛИ БЫ перерабатывающие предприятия АПК решали вопросы энергосбережения так, как на Глубокском молочно-консервном комбинате, расходы республики сократились бы примерно на 300 миллиардов рублей в год, отметил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид МАРИНИЧ.

На прошлой неделе на базе Глубокского молочно-консервного комбината состоялся республиканский семинар-совещание по вопросам энергосбережения и повышения использования топливно-энергетических ресурсов в процессе переработки молока. Его участники на примере предприятия пошагово разобрали возможные пути решения острой и важной для республики проблемы.

Сорок лет назад Глубокский молочноконсервный комбинат стал первым предприятием в стране, специализирующимся на выработке сгущенного стерилизованного молока без сахара. Сегодня он входит в состав государственного объединения «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты». Но при этом самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы дальнейшего экономического развития.

В год предприятие перерабатывает 130 тысяч тонн сырья, поступающего из Глубокского, Шарковщинского и Браславского районов. При этом 70 процентов его идет на изготовление молочных консервов — главного источника роста объема производства и получения прибыли.

— За последние пять лет переработано 600 тысяч тонн молока, выработано 325 миллионов условных банок молочных консервов, 5,6 тысячи тонн сливочного масла, 1,8 тысячи тонн жирных сыров, 18 тысяч тонн сухих молочных консервов. Произведено товарной продукции на 720 миллиардов рублей, 60 процентов ее ушло на экспорт. 80 процентов экспортируется на российский и казахский рынки, — рассказал генеральный директор ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» Валерий Дулинский.

По его словам, расширение географии продаж — одна из важнейших задач предприятия. И решить ее наряду с другими факторами помогает внедрение новых технологий. При этом в модернизации производства ставка делается на высокотехнологичное и энергоэффективное оборудование.

В 2010 году на модернизацию производства Глубокский МКК направил 24,4 миллиарда рублей. В 2011-м размер инвестиций возрос до 41,8 миллиарда рублей. А за 9 последних месяцев они перешагнули отметку в 104 миллиарда рублей.

С целью экономии топливно-энергетических ресурсов здесь был осуществлен перевод котельной на природный газ с автоматическим регулированием в зависимости от потребления пара, установлен газовый калорифер в цехе производства сухого молока, с установкой панелей управления АСУ ТП автоматизированы технологические процессы в консервном цехе. Плюс реконструирована система холодоснабжения с установкой компрессоров «Чилер-ХР РР-800», питательных и сетевых насосов Willo; внедрено когенерационное оборудование на базе безредукторных газовых турбогенераторов суммарной мощностью 500 кВт; осуществлена замена эжекторных паровых станций вакуум-аппаратов «Виганд» на вакуумные насосы в консервном цехе и ламп накаливания на энергосберегающие в складах готовой продукции, на светодиодные — для уличного освещения и еще многое другое.

— Только реконструкция системы холодоснабжения дала предприятию 929 тысяч кВт экономии электроэнергии, или 1,2 миллиарда рублей в год в денежном исчислении, — продолжил свой рассказ, знакомя участников совещания с организацией производства на предприятии, Валерий Дулинский. — Ожидаемый годовой эффект от внедрения комбинированного производства тепловой и электрической энергии, называемого когенерацией, составляет 5,7 миллиарда рублей. Реализация мероприятий по экономии ТЭЦ позволила за 9 месяцев снизить энергоемкость товарной продукции на 4,6 процента к соответствующему периоду прошлого года.

В перспективе до 2015 года предусматривается модернизация Браславского филиала Глубокского МКК, где будут производиться твердые и мягкие сыры, а также жестянобаночного цеха комбината. Переход на выпуск банок со сварным швом из более тонкой жести даст годовой эффект в 7,3 миллиарда рублей.

Словом, коллектив Глубокского молочно-консервного комбината четко планирует будущее и намерен прочно удержать на рынках сбыта продукции свою нишу.

— И все основания у коллектива для этого есть. Уже сегодня комбинат способен эффективно конкурировать на рынках России и других стран (а поставляет он свою продукцию в девять государств), — отметил Леонид Маринич.

При этом глубочане видят своих потенциальных покупателей не только в Европе и Азии, но и в Африке и Америке. Они намерены продвинуть свою продукцию и на эти континенты.

При всем этом, как справедливо заметил Леонид Маринич, Глубокский МКК — не самый яркий пример стремительного перевооружения производства. Лидером здесь считаются предприятия перерабатывающей промышленности Брестчины.

Подводя итоги республиканского семинара-совещания, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия вновь обратил внимание его участников на то, что цены на белорусскую продукцию перерабатывающих предприятий страны пока по-прежнему остаются выше, чем у производителей, скажем, из Евросоюза и Новой Зеландии. Именно снижение энергозатрат в производстве призвано частично решить проблему. Необходимо максимально активизировать работу по внедрению в производство энергосберегающих технологий. Так, как делают это на тех же Глубокском МКК и перерабатывающих предприятиях Брестчины. Надо смелее переходить на вторичные ресурсы по использованию тепла и привлечение альтернативных источников энергии. В АПК страны идет широкомасштабная реконструкция молочно-товарных ферм, меняется стратегия кормопроизводства. В этом тоже один из резервов сокращения затрат на производство молочной продукции.

Предприятия, которые не способны идти в ногу со временем, попросту будут поглощены теми, кто сориентировался в мире экономики, не приемлющем получения продукта любой ценой, подчеркнул Леонид Маринич. Но при этом внутренний и внешний рынки должны быть едины как по качеству, так и по ценовому фактору, дабы не ущемлялись интересы отечественного потребителя.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости