Разработчики белорусского профилактического средства против коронавируса приступают к следующему этапу — отработке промышленного производства

Готовим ответ коронавирусу

Прототипы цельновирионной инактивированной вакцины в отношении SARS-CoV-2, первой отечественной вакцины для профилактики инфекционных заболеваний человека, уже выдержали проверку по самым критичным показателям. Они нетоксичны и вызывают сильный иммунный ответ. О том, как лабораторный вариант этого средства будут адаптировать к массовому выпуску, корреспонденту «Р» рассказал директор Института биофизики и клеточной инженерии Андрей Гончаров. 

Андрей Гончаров.

Ценнее бриллианта

До сих пор в нашей стране вакцинные препараты создавали только для сельского хозяйства. Вакцины для населения всегда закупали. Пандемия коронавируса подтолкнула к развитию этого направления. Например, среди проектов Национальной академии наук Беларуси — центр вирусологии, который в будущем позволит продолжить разработку субстанций для новых иммунопрофилактических средств. 

В разработке первой вакцины против SARS-CoV-2 задействованы Республиканский научно-практический центр эпидемиологии и микробиологии и Институт биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси.

Беру в руку коробочку, напоминающую упаковку для ювелирного изделия. Только ее содержимое ценнее бриллианта. Внутри пузырьки с защитой от тяжелого ковида. Это первые образцы отечественного профилактического средства против коронавируса. Что же содержат пробники?

— В коробке четыре флакона, — рассказывает Андрей Гончаров. — В каждом один и тот же изолят коронавируса, соединенный с разными адъювантами, веществами, усиливающими иммунный ответ. Инактивированная вакцина состоит из вируса, выращенного на культуре клеток, лишенного патогенных свойств и адсорбированного на адъюванте, и представлена в форме суспензии. Это достаточно классический подход в разработке вакцин. Его основное преимущество в том, что, с одной стороны, вакцина дает полный аспект вирусных антигенов, с другой — достаточно безопасна. Ее применение не будет вызывать выраженных поствакцинальных реакций.

Выбрали два адъюванта.

Изоляты коронавируса выделяют в РНПЦ эпидемиологии и микробиологии постоянно, чтобы получить прототипы вакцины. На этом этапе специалисты центра передали в Институт биофизики и клеточной инженерии для оценки иммуногенных свойств in vitro семь очищенных кандидатных вариантов SARS-CoV-2, которые ученые выделили на культуре клеток от образцов, взятых у пациентов. 

— Наша задача в создании вакцины — это адсорбция вируса на адьюванте, подбор стабилизаторов и консервантов и исследование иммунологической активности полученной вакцины, — поясняет Андрей Евгеньевич. — Мы проверили пять возможных веществ, усиливающих иммунную реакцию. Эти вещества оказались совершенно нетоксичны даже в очень больших дозах. Результаты наших исследований показали, что все изоляты вируса вызывают иммунный ответ. Вакцины активируют иммунные клетки, заставляя их продуцировать интерферон-гамма, стимулируют пролиферацию Т-лимфоцитов. Причем варианты вакцины с адъювантами намного сильнее запускают клеточный иммунный ответ в пробирке, нежели чистый инактивированный вирус. В итоге выбрали два предпочтительных адъюванта, фосфат и гидроксид алюминия, которые будут дальше исследоваться в ходе доклинических испытаний.

Почти наверняка при выпуске вакцины будет использован совершенно другой изолят или даже несколько изолятов в одной вакцине. Работа над кандидатными вариантами продолжается. Главное, мы показали, что все предложенные изоляты в той или иной степени вызывают клеточный иммунный ответ и выработку антител.

Двухэтапное производство

Первый шаг, лабораторный, связанный с подтверждением иммунологической активности вакцины, состоялся, и разработчики идут дальше. 

— Мы участвуем в отработке этапа промышленного производства, — замечает Андрей Гончаров. — На лабораторном этапе связывание антигена с адъювантом выполняли в пластиковой посуде. Сейчас это делаем в металлической посуде, которую представило предприятие «Белмедпрепараты». Оцениваем, насколько все сопоставимо, как долго подготовленная вакцина может находиться в сосудах из металла. 

Работа идет очень быстро. У нас еще много этапов. Мы подготовим для РНПЦ эпидемиологии и микробиологии 400 доз вакцины для иммунизации животных. 

Исследования позволяют ученым говорить о том, что белорусская инактивированная вакцина в отношении SARS-CoV-2 будет легко переноситься. 

Первые образцы белорусского вакцинного препарата против коронавируса.

 — Пока неизвестно, сколько нужно будет инъекций, одна или две, — говорит Андрей Гончаров. — Скорее всего, две. Осуществляется подбор разных буферов, которые используются в промышленности. Там большие реакторы на 50 литров. Идет оптимизация технологического процесса. Отрабатываем, в какой последовательности будут подаваться компоненты вакцины: буфер, адъювант, вирус инактивированный.

Производство белорусской вакцины от коронавируса будет включать два этапа. Первый — непосредственно выращивание вируса на «БелВитунифарме». В ходе второго этапа на «Белмедпрепаратах» планируются сорбция вириона на адъюванте, добавление всех необходимых стабилизаторов и консервантов, розлив вакцины.

Живые вакцины

Увы, человечество постоянно сталкивается с новыми инфекциями, и коронавирус не последний пандемический вирус. Ситуация с COVID-19 в мире проявила проблему несправедливого распределения вакцин между государствами. Чтобы в будущем эта участь миновала нашу страну, в Беларуси организуется база для создания вакцин. 

В перспективе рядом с «БелВитунифармом» собираются строить новый корпус, где сосредоточат весь технологический процесс производства вакцины и в целом создадут новую наукоемкую отрасль биологической промышленности с высоким экспортным потенциалом. Относительно развития вирусологии в нашей стране планы у ученых большие. 

— Думаем разрабатывать новое поколение вакцин, что позволит отказаться от закупок импортных, — рассказывает Андрей Евгеньевич. — Это будут вакцинные препараты в отношении тех заболеваний, против которых пока невозможно осуществлять медицинскую профилактику. Среди них — вакцины против клещевого энцефалита и ветряной оспы.

Прототипы вакцины вызывают хороший иммунный ответ.

— Какие технологии вы будете использовать? 

— Вакцины разных типов: инактивированные, на основе мРНК, векторные. Последние, правда, имеют ограниченное применение. Используются скорее как средство быстрой профилактики. Тут проблема в том, что иммунный ответ вырабатывается не только на генетический код, но и на сам вектор. Также мы планируем заняться пока научными исследованиями по разработке нового поколения живых вакцин, содержащих ослабленные вирусы. Казалось бы, живые вакцины — старая тема. Но современные генетические технологии позволяют надежно модифицировать вирус таким образом, чтобы он не представлял угрозу в плане патогенности, а вакцина очень сильно активировала иммунный ответ. Но это будут сразу глубокие фундаментальные исследования. К слову, ряд живых вакцин против коронавирусной инфекции уже проходят клинические испытания.

Мы давно производим вакцину на основе дендритных клеток для лечения рака поджелудочной железы, молочной железы и мочевого пузыря. Терапия дает очень хорошие результаты. Одногодичная выживаемость с использованием дендритных клеток достигает 90 процентов при раке поджелудочной железы, который раньше считался болезнью неизлечимой. У 45 процентов пациентов — трехгодичная выживаемость. Тоже достаточно большая цифра. Так что за вакцинами будущее. 

kosiykova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter