Готовь валенки весной

Традиционная восточнославянская обувь — валенки — сегодня вернула себе популярность. Нынче валенки в почете не только на селе, не только у рыбаков и охотников, которые знали всегда, что в морозы лучшей обуви не придумаешь. Теперь и по столичным улицам пройти в валенках не зазорно. Поэтому художественно-этнографическая экспозиция “Валенки: вчера, сегодня, завтра”, представленная в Минском областном центре народного творчества, вызывает интерес не только у историков и этнографов, но и у экстравагантных модниц.

Причуды моды
— Идея подобной выставки просто витала в воздухе, — поясняет автор проекта “Валенки: вчера, сегодня, завтра”, ведущий методист по ремеслам и народным промыслам ГУ “Минский областной центр народного творчества” Наталья Сухая (на фото).
Ничего удивительного: в моде одежда в этническом стиле, и модницы обратили свои взоры на валенки. Дизайнеры утверждают, что эта аутентичная обувь на модном Олимпе уже способна конкурировать даже с кожаными сапожками. Впрочем, валенки нынче не те, что прежде — непритязательную обувь до неузнаваемости преобразили дизайнерские решения на любой вкус. Фантазия модельеров не знает границ: замысловатые узоры, меховая отделка, украшение валенок бисером, соломкой, кожей, вышивкой, стразами. Созданы и повседневные, и парадные варианты. Буквально месяц назад в Ленинградской области, в театре моды “Катюша”, состоялся первый в истории модный показ валенок. На подиум под светом софитов вышли модели, обутые в гламурные валенки со стразами и мехом, валенки, вышитые специально для VIP-покупателей...
К слову, спрос на валенки позитивно сказался на экономическом положении предприятий, выпускающих эту продукцию как в Беларуси, так и в России. Единственное в нашей стране предприятие по выпуску валенок находится в Смиловичах. Оно выполняет заказы даже для Японии. На российских предприятиях, где выпускают валяную обувь, тоже отмечают повышение спроса на эту продукцию. Так, среди заказчиков валенок гатчинского комбината валяной обуви сегодня модные дома Франции, Германии и бутики Петербурга, а ценители ярославских валенок есть в разных странах мира: в Норвегии, США, Эстонии, Италии, на горнолыжных курортах. Да и немецкие пенсионеры давно предпочитают носить национальную русскую обувь.
Не сидят без дела и художники, работающие с войлоком: им заказывают валенки самых разных цветов, со шнуровкой и без, с меховой опушкой и вышивкой, поскольку модницы сегодня стремятся разнообразить свой гардероб за счет этой экстравагантной и экологически чистой обуви.  Как рассказали на выставке “Валенки: вчера, сегодня, завтра”, пара такой дизайнерской обуви может обойтись в 60 — 70 тысяч белорусских рублей.
Экскурс в историю
Валенки стали символом России. Между тем валяную обувь вряд ли можно считать исконно русским изделием. История валенок начинается с IV века до нашей эры —- к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырлыкского кургана. На Руси же войлок, с которым славян познакомили кочевники, долго использовался исключительно как подстилка. Одно из первых упоминаний о “войлочных сапогах” есть в “Слове о полку Игореве” (XII век).
— В нашей стране валенки как таковые получили распространение в XIX веке, — рассказывает  Наталья Сухая, — Однако валяная обувь известна на Беларуси со времен средневековья. Об этом свидетельствуют археологические находки: при раскопках в Гродно была найдена валяная обувь с кожаными вставками. В белорусских деревнях овец держали на шерсть для прядения, ткачества. Из войлока делали не только обувь, но и элементы конской сбруи, зимнюю одежду и самый распространенный в старину на Полесье головной убор — шапки-магерки: что-то вроде капюшона с загнутыми вверх полями.
И верхнюю одежду, мужскую и женскую (раритеты 1930-х годов из Любанского района), и, конечно, самые разные валенки, аутентичные и дизайнерские, практически из всех районов Минской области, можно увидеть в эти дни в центре народного творчества столичной области: на выставке представлено почти 50 работ мастеров, а также коллекция валяной обуви Смиловичской валяльно-войлочной фабрики. Особый колорит вносят в экспозицию декоративные панно в войлочной технике, созданные студентами Белорусской академии искусств.
История валенок изобилует интересными фактами. Так, Екатерина II любила мягкие полусапожки из тонкой черной шерсти, Анна Иоанновна разрешала надевать валенки придворным дамам даже к парадному платью, а Петр I считал, что валенки обладают целебными свойствами. Историки утверждают, что царь давал придворным совет: “Если утром голова болит с похмелья — надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей”.
Ручнаяработа
И народные мастера, и предприятия по производству валяной обуви не отходят от дедовских технологий. Можно, конечно, модернизировать традиционные процессы, но это неизбежно скажется на качестве изделия. Валенки — продукт исключительно натуральный, и требуют ручной работы.
— При производстве всех представленных на выставке валенок и пожилые, и молодые мастера полностью соблюдали старинную технологию, — отмечает Наталья Сухая.
В Беларуси своеобразным центром, где бережно хранятся традиции производства валенок и живет больше всего “на душу населения” мастеров этого аутентичного искусства, считается деревня Велятичи Борисовского района. В позапрошлом веке эта деревня была известна валяльным промыслом на всю Беларусь.
Полный технологический цикл производства одной пары валенок занимает неделю. Овечью шерсть состригают, очищают от мелкого мусора и тщательно вычесывают. По традиции, для валенок ее не моют. Заготовку — “колпак” — стирают, выжимают, сушат. Полуфабрикат надевают на колодку и вручную подгоняют по размеру при помощи колотушки из березы. Выбирая валенки, важно обратить внимание на то, насколько ровный у них цвет: если шерсть была хорошо вычесана, цвет будет совершенно однородным, без разводов и пятен. Такие валенки, по словам Натальи Сухой, выдержат мороз минус 50 и даже ниже.
— Войлок под микроскопом имеет пористую структуру, много полостей, которые удерживают воздух. Благодаря этому валенок эффективно сохраняет тепло человеческого тела.
К слову, расхожее выражение “на халяву”, означающее недобросовестно сделанную работу, берет начало именно от технологии производства валенок: на стопу всегда полагался более толстый слой войлока, а на голенище (или “халяву”) — более тонкий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter