В подготовке кадров должны участвовать государственные и частные предприятия

Госзаказ принят

Строительной отрасли страны нужны стимул и высококвалифицированные кадры. Потенциал и десятилетиями наработанный опыт у нас уже есть. Теперь время и технологии диктуют: пора работать по-новому. На современный лад стоит пересмотреть многое, в том числе программу подготовки строителей, работу профильных вузов. Как поднять былой престиж профессии, закрепить молодежь на местах и не только, обсуждали недавно в Витебске. Здесь на базе государственного технического колледжа провели выездной семинар-коллегию Министерства архитектуры и строительства и Министерства образования. Свою четкую, взвешенную позицию озвучили заместитель Премьер-министра Владимир Кухарев, министр образования Игорь Карпенко и министр архитектуры и строительства Дмитрий Микуленок.

Заместитель Премьер-министра Владимир Кухарев и министр архитектуры и строительства Дмитрий Микуленок (на фото слева) считают: разработкам белорусских вузов нужно продвижение.

Говорить о былых масштабах и ударных темпах в строительстве сегодня не приходится, во всяком случае, пока. Отрасль заметно “просела”, а многие ее представители все еще едут за длинным рублем в Россию, Польшу, Прибалтику и другие страны. Но, вкусив такой хлеб, уже увереннее признают: да, зарплата там выше, но и риски тоже. Сколько наших земляков вернулось с заграничных строек без копейки в кармане? Примеров хватает. Как сделать так, чтобы белорусские строители держались за место дома? Ответ на поверхности — заинтересовать их материально. Заместитель Премьер-министра Владимир Кухарев обозначил:

— Если с предоставлением первого рабочего места проблем нет, то с закреплением кадров все иначе. Решение видится в первую очередь в повышении заработной платы. Пока в соседних странах предлагают больше, строителей не удержать.

Подход к начислению зарплаты должен быть не только понятным и прозрачным, но и логичным. Образно говоря, это принцип локомотива: тот, кто вытягивает на себе весь процесс, должен понимать, что его старания и, главное, результат оценят должным образом. Министр архитектуры и строительства Дмитрий Микуленок обнадежил новостью:

— Минархитектуры и строительства собирается изменить механизм начисления зарплаты квалифицированным строителям. Это означает уход от коэффициентов и установку новой базовой цифры по человеко-часам. Дальнейшие повышающие доплаты и начисления в зависимости от вклада работника и его квалификации будут применять непосредственно руководители предприятий. Механизм начисления заработной платы будет прозрачным, понятным и стимулировать людей к профессиональному развитию. 

Многие образовательные программы, в том числе в строительной отрасли, разработаны десятки лет назад и с тех пор не обновлялись. В итоге, когда вчерашние выпускники приходят на первое рабочее место, их ждет сюрприз. Выясняется, полученные знания устарели, а подходы уже совершенно другие. Необходимо, чтобы образование соответствовало требованиям заказчиков кадров. Игорь Карпенко по этому поводу сказал так: 

— В Кодексе об образовании теперь есть такое понятие, как примерный учебный план. Это позволит нанимателям более серьезно и оперативно влиять на подготовку специалистов в конкретном учреждении образования. 

Фактически нанимателей пускают в святое святых — непосредственную подготовку кадров. Несмотря на позитивные тенденции, тут тоже есть что менять. Ежегодно в Беларуси выпускают около 9 тысяч молодых специалистов стройотрасли. Но когда речь идет о заявках на них через автоматизированную систему “Госзаказ”, то частники (а это 90 процентов от всех предприятий отрасли) в большинстве своем остаются в стороне. Почти не вовлечены они и в подготовку тех, кто в будущем придет к ним же с дипломом. Игорь Карпенко указал на то, что 96 процентов от общего количества организаций-заказчиков — это государственные предприятия. Поэтому нужно продумать новую методологию формирования цифр приема.

Важную роль в популяризации строительных профессий сыграло то, что в 2014-м Беларусь присоединилась к международному некоммерческому движению WorldSkills. Его цель — повысить статус профессионального образования и стандартов профподготовки и квалификации по всему миру. В стройотрасли это дало возможность прикоснуться к новейшим технологиям и материалам. Благодаря конкурсу WorldSkills с сентября 2018-го начато обучение новой профессии “Монтажник каркасно-обшивной конструкции сухого строительства”, программа которой разработана на основе международных стандартов и при участии непосредственных заказчиков кадров. Подход верный. К тому же сегодня становится понятным, что корректировать образовательные стандарты и программы нужно прямо в ходе обучения. Без обязательного участия организаций-работодателей не обойтись. 

Сегодня в Беларуси создано 43 отраслевых ресурсных центра, 10 из которых оборудованы по последнему слову техники. Нужно ли еще — вопрос спорный. Открывать их необходимо лишь под четкую потребность и результат, прозвучало на семинаре. Владимир Кухарев уверен:

— Увлекаться созданием в каждом лицее или колледже серьезной технической базы не стоит. Достаточно в одном ресурсном центре сосредоточить наиболее наукоемкое оборудование, технологии и в течение всего учебного года обучать там воспитанников разных учебных заведений и организаций. 

В учебно-производственных мастерских Витебского государственного технического колледжа научат, как работать на отлично.

Из дани прогрессу — в проекте стратегии развития стройотрасли до 2030 года предусмотрен переход на электронное взаимодействие. То есть все идет к стопроцентной замене бумажных носителей на электронные, начиная от создания объекта до демонтажа. С учетом этого предстоит переобучить нынешних работников и активно готовить будущих выпускников, выделил Дмитрий Микуленок:

— Также организациям отрасли стоит активнее проводить политику “Образование через всю жизнь”, а прохождение практики увеличь с одного раза в год до раза в семестр.

Строители всех уровней должны повышать квалификацию как минимум раз в 3—4 года. От узкоспециализированных профилей там, где это возможно, стоит уходить. Уже сейчас около 20 рабочих специальностей перепрофилируют в пять. Как итог, кадры получатся гораздо универсальнее, а значит, и более конкурентоспособными. Ориентир для действий — потребность сферы. К примеру, на сегодня крайне нужны спецы в области программирования и управления системами робототехники.

Конкурс в профильных вузах заставляет задуматься о более активной профориентации. Если 2013-м на место претендовали 3 человека, то в 2018-м — 1,4. Средний балл поступающих тоже снизился. Министерство образования держит руку на пульсе. 

С 1 сентября этого года школьники 10—11-х классов на предмете “Трудовое обучение” могут освоить рабочие специальности. В перечне есть десять строительных, по семи будут присваиваться начальные квалификационные разряды.

Сегодня в сфере строительства и архитектуры страны —  39 докторов наук (средний возраст 71 год) и 209 кандидатов, средний возраст которых 56 лет. Прием в аспирантуру снизился с 43 человек в 2016 году до 17 в нынешнем. Повысить уровень подготовки кадров можно за счет создания на базе вузов отраслевых лабораторий (сейчас их 16), в которых ведут научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

В ходе коллегии ее участники ознакомились с разработками, инновационными технологиями и продукцией, представленными вузами, научно-исследовательскими институтами и предприятиями Беларуси. Например, Полоцкий госуниверситет продемонстрировал необычные стройматериалы на основе растительного сырья. Мох, солома, костра льна, тростник и т. д. отлично подходят для теплоизоляции. В ПГУ разработали и программные продукты для стройотрасли (например, позволяющие оценить устойчивость земляных откосов), которые уже используют в Беларуси.

Толковые, прорывные разработки не имеют права уходить в стол, заключил заместитель Премьер-министра. Вузы должны заниматься не только образованием и наукой, но и находить возможность презентовать и продавать свои инновации. 

naumova@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter