Рынок подает сигналы
Владимир Поплыко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической политики БГЭУ:
— Государство обладает экономической системой. Она представляет собой совокупность всех экономических процессов, механизмов, законов и правил, связанных с производством, потреблением и получением доходов. Экономическая система учитывает традиции, убеждения и другие элементы, которые воздействуют на экономическое поведение и конечные результаты субъектов экономики. Государство в лице Правительства и Национального банка нацелено на увеличение размеров национального хозяйства, рост доходов всех секторов, улучшение рыночной среды. В его руках находятся все необходимые рычаги управления.
В экономике для производства товаров и услуг используются ресурсы и факторы производства — труд, капитал, земля и предпринимательская способность как особый вид “человеческого” капитала, обеспечивающего соединение факторов производства. Все ресурсы ограничены, а потребности общества безграничны.
Нужно отметить, что белорусская экономика имеет ряд особенностей: ей присущи социальная направленность и сильная государственная власть. Национальное хозяйство зависит от внешних “ценовых” шоков. Реализуется социальный патернализм, присутствует крупный государственный сектор.
Результативность государственного управления заключается в сопоставлении результатов с затратами. По итогам 2018-го наша экономика демонстрирует рост ВВП, увеличение доходов населения, расширение экспорта, предсказуемый курс национальной денежной единицы, низкую инфляцию. Однако обратной стороной медали являются накопленные диспропорции — в частности, темпы роста зарплаты опережают производительность труда работников.
Безусловно, у нашей страны есть неоспоримые достижения в области социального развития — образования, здравоохранения, поддержки многодетных семей и многое другое. Это образец достижения положительного социального эффекта в развитии экономики. Вместе с тем есть и другие примеры. Например, финансовые результаты некогда прибыльных отраслей — производства резиновых и пластмассовых изделий, нефтепереработки, строительства, черной металлургии — стали отрицательными. По итогу складывается ситуация, что некоторые производства нуждаются в государственной, иными словами, бюджетной поддержке.
Что же пошло не так? Причины низкой эффективности деятельности предприятий заключаются в недооценке основополагающих принципов функционирования экономики. Использование же политики протекционизма как инструмента защиты отечественных производителей на внутреннем рынке не способствует конкуренции. Госпредприятия культивируют иждивенческие настроения. А ведь вступление страны в ВТО совсем не за горами.
Безусловно, государство обязано контролировать цены на товары и услуги естественных монополий — ЖКХ, БелЖД, Белэнерго и других. В противном случае мы формируем несовершенные рынки товаров и услуг — труда, капитала и прочие. Возникают диспропорции между спросом и предложением. И, как следствие, образуются излишние запасы или дефицит. Нужно отметить, что частный отечественный бизнес функционирует в рыночных условиях и в рамках “большого государства”. Самостоятельно принимает решения, несет ответственность, а в случае успеха зарабатывает прибыль.
Отдельная тема — качество мониторинга экономических процессов. Существующие планы, прогнозы, программы во многом состоят из количественных показателей. Но все не столь просто, есть еще и интеллектуальный вопрос. Он во многом зависит от чиновников, их образования, компетентности. Помимо данных официальной статистики необходимо использовать маркетинговые исследования при оценке отдельных рынков, цен на них, спроса и предложения. Не лишними будут конъюнктурные опросы национальных производителей. Оценки экономических и социальных результатов должны быть системными и сопоставимыми с мировыми практиками. При этом государство должно быть нацелено на создание надежной системы компенсации ценовых шоков, ликвидацию дисбалансов финансовых потоков, снятие барьеров и ограничений деловой активности.
Формула развития
Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ:— На мой взгляд, в основе ДНК нашей модели государственного управления экономикой лежит формула, состоящая из трех главных генов: “стабильность — управляемость — рост благосостояния и качества жизни населения”.
Давно подсчитано, что в дестабилизацию социальной системы требуется вложить в 10—100 раз меньше, чем в создание системы государственного управления и социального обеспечения. Ломать, как говорится, не строить. А к чему приводят революции и перестройки, общество хорошо помнит и не желает повторения этих уроков. Главной причиной недовольства нередко является социальное неравенство. В нашей стране налоговая политика и модель госрасходов способствуют перераспределению денежных средств от богатых к бедным. Это и требование Президента о постоянном росте зарплаты, и установление пределов разбежки заработной платы руководителей и рядовых сотрудников, и помощь многодетным семьям и молодым специалистам, и государственные гарантии сохранения банковских вкладов и многое другое, что воспринимается как само собой разумеющееся. А ведь такая политика защиты малоимущих проводится далеко не во всех странах. Неслучайно Беларусь занимает почетные места в различных рейтингах социального развития. По данным Всемирного банка, нам удалось снизить долю населения, живущего за чертой бедности, с 42 процентов в 2000 году до 5 процентов ныне. Причем это снижение осуществилось гораздо более быстрыми темпами по сравнению с другими странами в Европе и Центральной Азии.
Управляемость в стране является необходимым условием развития и согласно теории менеджмента ставится даже выше эффективности. Это как с управлением автомобилем. Можно ехать не очень быстро, но в нужном направлении, а можно иметь мощный мотор, но плохой руль — и свалиться в кювет. В нашей стране государство определяет направления и приоритеты в управлении экономикой исходя из главной цели — повышения уровня и качества жизни народа. Каждые пять лет составляются планы, выполнение которых находится под контролем Президента. Это большая, кропотливая и дорогостоящая работа министерств, ведомств, различных НИИ, вузов и экспертов. Но и крайне нужная, ведь каждый рубль, вложенный в план, дает 100, а то и 1000 рублей выигрыша.
Но план — это еще и мониторинг сделанного, а также механизм обратных связей, что составляет суть работы государственных органов. А составление сбалансированных планов и прогнозов, как и контроль их выполнения, посильно только государству. Частник решает свои задачи. При этом государство не только прогнозирует показатели спроса и предложения, но и регулирует рынки и цены. И это огромная работа для чиновников. Нужно улавливать запросы населения, оценивать возможности производства, налаживать и координировать внешние и внутренние связи. И эту работу тоже не переложишь на частника. Мировой опыт показывает, что без государственного регулирования рынки быстро теряют балансировку, потом становятся монопольными, а то и криминальными.
Благосостояние и качество жизни населения являются следствием стабильности и управляемости. У нас в стране действует 41 стандарт, определяющий уровень коммунального, транспортного, медицинского обслуживания, обеспеченности пунктами досуга и общественного питания. Реализуется программа развития малых городов, совершенствуется система взаимодействия населения с государственными структурами. В результате, по данным ООН, Беларусь в прошлом году вошла в группу стран с самым высоким уровнем человеческого развития, заняв 53-е место из 189 стран. Таковы результаты обоснованного государственного регулирования экономикой. И они станут еще весомее с достижением оптимального баланса между интересами государства и рынка.