Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь празднует 95-летие

19 апреля 1927 года вышло постановление Центрального правления профсоюза работников искусств о создании на основе оркестров Белорусского музыкального техникума и БДТ-1 (старое название Купаловского театра) симфонического оркестра при Белорусском радиоцентре. Этот день и считается днем рождения Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь.

Артисты ГАСО в Брестской крепости. 1959 год. Архивное фото

Надо сказать, что постановление не возникло на ровном месте. Как раз в эти апрельские дни 1927 года объединенный симфонический оркестр театра и техникума под управлением Ильи Александровича Гитгарца с колоссальным успехом исполнил Девятую симфонию Людвига ван Бетховена.

Тут совпали все даты: и 100-летие со дня смерти Бетховена — композитор скончался в Вене 26 марта 1827 года, — и, главное, близящееся 10-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Бетховен и революция — это было неразделимо. Ленин слушал «Аппассионату». И хотя потом, много лет спустя выяснилось, что Горький перепутал, и что Илья Добровейн исполнял для Ильича Восьмую «Патетическую», это все равно была соната Бетховена.

А ведь в финале Девятой симфонии Бетховена звучит еще хор и четыре солиста, которые должны обладать огромными оперными голосами! Именно большой академический хор и солисты в сопровождении симфонического оркестра исполняют прославленную «Оду к радости».

И все эти художественные силы уже были в наличии в Минске в конце 1920-ых годов. Дело было за малым — собрать, объединить, создать симфонический оркестр, хоровую капеллу, театр оперы и балета, консерваторию, филармонию…

Симфонический оркестр стал первым, а вся задача создания инфраструктуры академической музыки в БССР была выполнена за 10 лет.

Так что старт Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь был символичным и мощным.

И путь главного оркестра страны был прекрасен.

Свой первый публичный концерт в новом статусе оркестр провел 13 января 1929 года. В программе были произведения Франца Шуберта, Эдварда Грига, Модеста Мусоргского, Михаила Ипполитова-Иванова. За пультом был первый художественный руководитель и главный дирижер оркестра, ученик Леопольда Ауэра и основатель белорусской скрипичной школы Аркадий Львович Бессмертный.

Впрочем, говорят, что был еще концерт под управлением знаменитого советского композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра, автора балета «Красный мак», который долгие годы шел и у нас, и в Большом театре СССР. Солировал 20-летний пианист и композитор Михаил Готтлиб.

В 1937 году, пополнившись свежими силами первого выпуска Белорусской государственной консерватории, Государственный симфонический оркестр стал костяком Государственной филармонии БССР.

И тогда же, летом 1937 года оркестр возглавил видный советский дирижер Илья Александрович Мусин, основатель белорусской дирижерской школы. С этого времени эпоха романтизма в оркестре сменилась эпохой высокого и благородного профессионализма, рост которого непрерывно продолжается и поныне.

Молодые советские дирижеры Илья Мусин, Константин Симеонов, Борис Милютин, Одиссей Димитриади. Архивное фото, 1936 год

С оркестром считали за честь работать такие выдающиеся советские и зарубежные дирижеры, как Курт Зандерлинг, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов, Дмитрий Китаенко, Карло Цекки, Вилли Ферреро, Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Валерий Гергиев, композитор Арам Хачатурян.

Это были звезды, они приезжали и блистали. Рядом с ними блистали великие солисты — Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Елена Образцова, Наталия Гутман, Миша Майский, Гидон Кремер, Владимир Ашкенази и десятки других, чьи имена навеки остались в анналах мировой музыки.

«Спасибо моим коллегам — симфоническому оркестру и его руководителю Виктору Дубровскому за прекрасное совместное музицирование, для меня было большой радостью убедиться в том, насколько вырос в художественном отношении этот прекрасный коллектив», — писал в своем благодарственном письме к оркестру народный артист СССР Давид Ойстрах.

Благодарственное письмо Д. Ойстраха коллективу ГАСО

И дата — 23 ноября 1968 года. Этот документ в оркестре хранят как самую дорогую реликвию.

Незабываемым событием стал приезд — сразу после своей легендарной победы на Первом Международном конкурсе имени Чайковского — американского пианиста Вана Клиберна.

После концерта с Ваном Клиберном, 1958 год. Архивное фото

А в 1962 году с оркестром выступил один из величайших скрипачей XX века Иегуди Менухин — сын эмигрировавшего в 1900-ых годах в США гомельского раввина.

Юрий Михайлович Ефимов. Фото Юрия Иванова, начало 1970-ых годов

А повседневную работу с оркестром вели такие выдающиеся главные дирижеры, как Илья Гитгарц, Илья Мусин, Константин Симеонов, Татьяна Коломийцева, Марк Шнейдерман, Борис Афанасьев, Виктор Дубровский, Виталий Катаев, Юрий Ефимов, Геннадий Проваторов. Незабываемый след оставили и главные дирижеры 1990-ых: популярный ныне в России Пьер-Доминик Поннель, дирижировавший наизусть громадными симфониями Малера, Брукнера и Шостаковича, и феерический экстравагантный Миша Кац, на концертах которого был аншлаг даже в самые трудные годы.

Дирижер Виктор Павлович Дубровский. Архивное фото, начало 1960-ых годов

Помнятся и выдающиеся солисты — концертмейстеры групп: скрипачи Георгий Клочко и Юрий Гершович, альтист Петр Кирильченко, виолончелист Борис Скобло, гобоист Валерий Фролов, трубач Николай Волков, кларнетист Геннадий Забара, валторнист Чеслав Юшкевич, литаврист Лев Гуревич. Некоторые из них здравствуют и поныне.

Многолетний концертмейстер оркестра Юрий Владимирович Гершович. Архивное фото, конец 1970-sp годов

С 2001 года Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь возглавляет Александр Михайлович Анисимов. За двадцать один год — рекордная цифра в истории коллектива! — оркестр и его художественный руководитель стали неразделимы. Не только биоритмы, но даже юбилейные годы у них совпадают: в октябре дирижер будет праздновать свое 75-летие.

Дирижирует Александр Анисимов. Фото Александр Горбаш

— Я счастлив, что дожил до 95-летия нашего оркестра, — улыбается художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра, народный артист Беларуси, лауреат государственной премии Александр Анисимов. — Счастлив, что мы делаем хорошее дело. Когда-то я себе поставил цель. Я должен настолько поднять престиж нашего симфонического оркестра, чтобы публика шла на все что угодно, зная, что это будет качество, что это будет событие, что это будет интересно… Чтобы нам поверили.

ГАСО. Группа виолончелей. Фото Александр Горбаш

И эта цель безусловно достигнута. Даже в первые месяцы пандемии люди продолжали ходить на концерты Государственного академического симфонического оркестра. Их концерты, особенно из серии «Классика для всех», — это гарантия аншлага. При том, что Анисимов и оркестр никогда не опускаются до конъюнктурщины, до ширпотреба. Исполняют лучшее, что есть в мировой академической музыке. Исполняют произведения белорусских композиторов. И это всегда высочайшее качество и величайшая самоотдача.

На сцене Большой академический симфонический оркестр Республики Беларусь. Фото Александр Горбаш

— Наш симфонический оркестр воспитывает публику, — говорит генеральный директор Белорусской государственной филармонии Александр. — От классики XIX столетия он ведет ее к классике XX века, вперед, к современности.

В эти дни юбилейные мероприятия не планируются. Оркестр готовится к концерту в честь Дня Победы, в котором будет исполнена Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Цветы и аплодисменты. Фото Александр Горбаш

Но обещают, что юбилей состоится осенью, в начале юбилейного 85-го филармонического сезона, и это будет настоящий праздник музыки, света и добра.

juliaandr@gmail.com    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter