Государственные бабушки

В Клецком районе, возможно, скоро появится мини-интернат, где будут жить, ощущая заботу, одинокие пенсионеры и инвалиды Кто-то может сказать, что работать со стариками трудно. Алла Мелюк — директор Клецкого территориального центра социального обслуживания населения не станет этого отрицать, но обязательно добавит, что это очень благодарный труд. Ведь никто так не отзывчив на заботу, как старики и дети. “На руках” этой хрупкой и красивой молодой женщины почти 8 тысяч стариков, а еще десятки инвалидов, детей из неблагополучных семей. В 23 года Алла Николаевна возглавила очень важную и необходимую людям, нуждающимся в помощи, службу. Руководитель центра убеждена, что социальным работникам удается делать многое потому, что местная вертикаль оказывает поддержку во всем.

— В Клецком районе демографическая ситуация такова, что каждый третий житель — это пенсионер, — знакомит с положением дел Алла Мелюк. — Пенсии получают около
11 300 пожилых людей. На дому мы обслуживаем  1300 пенсионеров, свыше 300 из которых — одинокие люди, не имеющие детей, или дети которых проживают за пределами Беларуси. А в целом все пенсионеры района находятся под присмотром 136 социальных работников.
— Наш менталитет таков, что мы не приучены к тому, чтобы кто-то со стороны приходил в дом, помогал и хозяйничал...
— Конечно, если человек может обслуживать себя сам, он вряд ли станет приглашать в дом социального работника. За помощью к нам обращаются дети, которые живут вдалеке от родителей и не могут им помогать, но чаще все-таки сами пенсионеры. Хотя и нельзя всех стричь под одну гребенку, факты — вещь упрямая. Анализ ситуации с проживанием одиноких стариков свидетельствует о том, что вначале дети не нужны родителям, а в старости — родители детям. Конечно, это касается не всех семей, а тех, где пьют взрослые дети, и тех, где не могут найти общего языка со своими родными. Поэтому нередки ситуации, когда дети и родители живут в одном районе, а старики тем не менее недосмотрены и нуждаются в посторонней помощи.
— За помощь социальных работников старикам приходится платить?
— Речь идет о мизерной сумме. Стоимость надомного обслуживания всего 592 рубля за час. Ее платят только те наши подопечные, которые проживают в одном населенном пункте с трудоспособными детьми. Все остальные обслуживаются либо на условиях 50-процентной оплаты, либо вообще бесплатно.  Кстати, в Минской области самый низкий во всей республике тариф на надомное обслуживание населения. Если соцработник приходит, например, дважды в неделю на два часа, в среднем престарелый человек платит не более 6 тысяч рублей в месяц. А за одно посещение соцработник должен оказать не менее трех услуг. По сути, наша служба обеспечивает пожилым людям нормальную жизнь. Работники приносят лекарства, при необходимости везут пенсионеров в больницу, помогают помыться в бане, покупают продукты, заготавливают дрова, расчищают зимой дорожки от снега, наводят порядок в доме и  т.д. А когда приходит время весенних работ на огороде или уборки урожая, трудятся на участках стариков вместе со своими семьями. Как видите, диапазон помощи затрагивает наиболее важные стороны жизни. Но самое главное — наши сотрудники общаются с пожилыми людьми. А ведь для стариков не всегда важно, что они ели и когда, более значимо — поговорить с кем-то по душам. Поэтому многие наши соцработники с успехом “заменяют” пенсионерам родных детей.
Сегодня мы досматриваем на дому 11 лежачих стариков. Конечно, в службе есть сиделка, но пенсионеры привыкли к тому, что помощь соцработника обходится для них в небольшую сумму. Поэтому к услугам сиделки прибегать не спешат.
— Люди активного возраста не всегда готовы к старости и ее проблемам. Когда возникают подобные вопросы, многие теряются.
— Напрасно. Для стариков наши сотрудники — это очень близкие люди. Пенсионеры любое движение души оценивают по самой высокой шкале. Иногда они со слезами на глазах благодарят за помощь. Когда слышишь их сердечные слова, все заботы отступают на второй план.  Конечно, нам по штату положено оказывать помощь, но, думаю, если у стариков есть дети, они обязаны часть забот брать на себя. Неужели мы Иваны, не помнящие родства?
Ежегодно руководство нашей службы посещает дома стариков, чтобы убедиться, могут ли они сами обслуживать себя, мы предлагаем услуги соцработника. Многие пожилые люди наотрез отказываются от посторонней помощи, а когда к ним приходит соцработник, которому удается растопить недоверие, старики быстро соглашаются на нашу заботу и уже не могут без нее обходиться.
— Вам приходится разыскивать детей “без памяти”?
— Иногда они по 8—10 лет не навещают своих родителей. Причины у всех, конечно, разные. Расскажу только одну из множества историй, участница которой потрясла меня своей бездушностью. Мы досматривали очень больную пожилую женщину без ноги. У нее благополучная дочь-пенсионерка жила с семьей неподалеку. Когда матери стало плохо, мы побеспокоились о том, чтобы больную старушку госпитализировали в больницу. Наша работница неоднократно посещала ее, помню, как она плакала, когда самочувствие пенсионерки ухудшилось. Мы позвонили дочери, чтобы она приехала и навестила мать. Та обещала, но появилась тогда, когда пожилой беспомощной женщине стало совсем плохо. Больная, к сожалению, вскоре скончалась. Как вы думаете, что делает дочь? Она распорядилась, чтобы тело матери оставили в морге. Дочь объяснила, что ей необходимо ехать домой решать свои вопросы...
Бывает и так, что непутевые дети приезжают в деревню к родителям, оставив в городе семьи, и живут за счет стариков, пропивая их пенсию. В подобных случаях мы обращаемся за помощью к участковому, чтобы оградить пенсионера от родного сына или дочери. Это печально.
— Судя по всему, это не единственная проблема, с которой вам приходится сталкиваться?
— Естественно! Для многих стариков всегда вопрос, где взять лошадь или технику для обработки участка. И не потому, что их нет. Просто каждому пенсионеру хочется быстрее других завершить посевные и уборочные работы. Поэтому три года назад мы создали мобильную бригаду и приобрели мини-трактор для обработки приусадебных участков. Эта услуга востребованна и по сей день даже в районном центре. С помощью международной благотворительной организации “София” мы купили второй мини-трактор, стараемся удовлетворять запросы населения как можно быстрее. Еще одна проблема — ремонт печного отопления. В минувшем году центр получил лицензию на этот вид деятельности и оказывает теперь населению и такие услуги. Поскольку квалифицированных печников найти трудно, взяли на работу каменщика и отправили его учиться на курсы.
— Успевает ли ваша команда обслуживать всех стариков? Может, пора расширять штат?
— Думаю, тот факт, что в районе нет очереди на надомное обслуживание, говорит о многом. И в первую очередь о том, что соцработников все-таки хватает. А штат пополняется по мере необходимости, о чем у нас есть договоренность с исполнительной властью района. Как правило, все соцработники трудятся более чем на ставку. На одного приходится от 8 до 12 пенсионеров. Из службы увольняются лишь единицы.
— И это при том, что труд соцработника не из самых легких?
— Те, кому тяжело, уходят сразу. У нас остаются люди, способные на милосердие, понимание, доброту и сострадание. Черствым здесь не место. С такими людьми мы расстаемся быстро и без сожаления. Не побоюсь сказать, что в Клецком районе наша работа одна из самых популярных и востребованных. Видимо, потому, что людям нравится быть в сплоченной команде, при этом хорошо зарабатывать. Сегодня мы уже можем выбирать соцработников, что, естественно, помогает обеспечивать качество оказываемой населению помощи.
— Когда у вас, как руководителя, возникают проблемы, с кем их решаете?
— С местной исполнительной властью, управлением по труду и социальной защите. Понимание, которое характерно для наших отношений, позволяет ставить задачи и решать их успешно. А наша задача — не оставить без внимания всех, кто нуждается в помощи.
— Каждому старику хочется жить в стенах своего дома. Но известно, что в районе есть еще и социальные койки, где проводят свои дни одинокие пожилые люди.
— Таких коек 44. Очередь на них — большая, особенно зимой. В перспективе запланировано открытие отделения круглосуточного пребывания для 40 пожилых людей и инвалидов. В деревне Залешаны уже подобрано здание, где разместится новый “приют”. Готова вся проектно-сметная документация, осталось только приступить к строительству. По сути, это будет мини-дом-интернат площадью 1700 квадратных метров. Раньше в этом здании была сельская школа. Проект действительно очень хороший, но, чтобы идея обрела реальные очертания, нужны немалые средства.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter