Гостям должно быть комфортно

О том, как развивается туризм на Гродненщине, рассказывает заместитель начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Гродненского облисполкома Михаил Кажуро

Так  на  Гродненщине  понимают  гостеприимство  и  строят  инфраструктуру  туризма

Развитие туризма зависит от целого комплекса факторов. В явном выигрыше эта сфера в странах, имеющих у себя горы и море, – они привлекают немалое количество путешественников. Беларусь этими преимуществами не располагает. Однако в нашей стране есть немалые туристические ресурсы. И их умелая разработка способна дать результат. Главное при этом, чтобы каждый регион нашел и эффективно продвинул на туристический рынок собственные природные, архитектурные, исторические и культурные богатства, используя для этого имеющуюся и создавая новую инфраструктуру. О том, как это получается на Гродненщине, рассказывает заместитель начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Гродненского облисполкома Михаил Кажуро. 

— Какие же преимущества в развитии туризма в сравнении с другими регионами Беларуси, на ваш взгляд, имеет Гродненщина? 

— Серьезным ресурсом является приграничное положение области, что само по себе уже предполагает более широкие возможности для посещения региона жителями соседних Польши и Литвы. Кроме того, это означает близость к развитому и обладающему высоким финансовым потенциалом европейскому туристическому рынку. 

 С другой стороны, мы имеем богатую природу, уникальные водные территории, реликтовые леса и многое другое, древнюю историю, самобытную культуру, включающую в себя сохранившиеся ремесла, обычаи, традиции. Все это также привлекает путешественников. 

И хотя сфера обслуживания туристов находится  пока в стадии развития, уже объективно можно отметить в ней значительные перемены. Появляются новые комфортабельные гостиницы. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на экономику, транспорт, связь, торговлю и другие отрасли. 

— Этому есть конкретные примеры? 

— Во втором квартале нынешнего года в Гродно началась реконструкция ресторанно-гостиничного комплекса «Неман» на Советской площади. Здесь освоено почти 1,9 миллиарда рублей. Примерно столько же вложено в продолжающуюся реконструкцию зоопарка. Почти полтора миллиарда – в строительство еще одного ресторанно-гостиничного комплекса в зоне отдыха, в урочище «Пышки». 

В Лиде возводится мотель «Липласт СПб». В городском поселке Мир ведется реконструкция трех зданий, в которых будут расположены гостиница, ресторан, бильярдный клуб и кафе. Ресторан строится в деревне Гринцы Ошмянского района. На Ивьевщине благоустраиваются две агроусадьбы, скоро откроется придорожное кафе на перекрестке автодорог Минск—Гродно  и Барановичи—Ивье. Объект придорожного сервиса возводится и в горпоселке Зельва. 

— В то же время развитие въездного туризма в регионе пока еще не назовешь бурным. Что сдерживает этот процесс? 

  В первую очередь требует дальнейшего развития туристическая инфраструктура. Сегодня у нас еще немного гостиниц с современным уровнем комфорта, которые можно было бы отнести к категории 2—3-звездочных. Нужно повышать и качество обслуживания. Здесь пока недостаточно хорошо подготовленных кадров. Кроме того, у них мало опыта работы в условиях конкуренции, пока еще и слабая реклама услуг. 

На базе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы открыта и действует школа туризма и гостеприимства, где ведется подготовка и переподготовка специалистов, занятых в сфере туризма. Мы активно участвуем в международных и национальных туристических выставках – в Минске, Москве, Санкт-Петербурге, Брно, Варшаве, Белостоке. Выпускаем рекламную продукцию на белорусском, русском, польском, английском языках. Благодаря участию посредством еврорегиона «Неман» в европейских программах ТАСИС и «Польша – Беларусь – Украина» проводим туры для руководителей туристических организаций, владельцев сельских усадеб, представителей местных органов власти. С другой стороны, приглашаем профессионалов в подобные туры на Гродненщину и это также приносит результаты. К примеру, после трехдневной поездки по области руководителей турфирм Варшавы и Подлясского воеводства Польши  в Интернете появились десятки сделанных ими благоприятных отзывов о туристической привлекательности нашего региона. «Три дня среди друзей», «С хлебом и солью», «Изменяющийся Гродно», «Хит года: обновленный Августовский канал» — так озаглавлены эссе участников тура. 

Задача состоит и в том, чтобы научиться извлекать прибыль из организации въездного туризма с помощью развитой сети сопутствующих услуг. В странах с развитой инфраструктурой туризма объекты культурно-исторического наследия являются своего рода приманками для туристов, вокруг них налаживается целая сеть сопутствующих услуг: кафе и рестораны с национальной кухней, продажа сувениров, анимационные программы, театрализованные представления… Примером чего-то подобного у нас может послужить анимационное представление в стиле рыцарских турниров, которое проводится в Лидском замке туристическим предприятием «Святовит». Такие инициативы должны находить поддержку у местных властей.  Ведь они способствуют привлечению публики, а значит, дополнительным финансовым поступлениям в бюджет.   

Чтобы уверенно двигать туризм по пути развития, нужно еще немало сделать. Кроме названного, это оборудование дорог рекламными щитами (кстати, десять таких щитов вскоре уже будут установлены) и информационными указателями, организация рекламных туров, создание инфраструктуры туризма и развитие услуг, сопутствующих туризму, во всех точках маршрутов, способных привлечь путешественников. 

Есть и проблемы практического характера, часто возникающие при развитии туристического бизнеса. К примеру, на согласование пакета документов для открытия объекта придорожного сервиса уходит до одного года. Действующим гостиницам, в свою очередь, можно было бы подумать о снижении тарифов в выходные и праздничные дни. 

Все это процесс непростой. В вопросах развития туризма координируется деятельность 23 министерств и ведомств.  Но от того, как это происходит, зависит бесперебойность цепочки услуг: от донесения информации до потенциального потребителя и получения им тур-услуги и возвращения домой.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter