Гостеприимство – наша визитная карточка

На высокий официальный уровень поднята одна из основных особенностей национального характера. Но это далеко не случайно, ведь в этом году нас ожидает немало знаковых событий. Безусловно, главное —70-летняя годовщина освобождения республики от фашистских захватчиков. Развернулась подготовка ко второму съезду ученых Беларуси. И, конечно, спортивное событие последних лет — 78-й чемпионат мира по хоккею, который пройдет на ледовых площадках белорусской столицы.

2014-Й объявлен в Беларуси Годом гостеприимства

На высокий официальный уровень поднята одна из основных особенностей национального характера. Но это далеко не случайно, ведь в этом году нас ожидает немало знаковых событий. Безусловно, главное —70-летняя годовщина освобождения республики от фашистских захватчиков. Развернулась подготовка ко второму съезду ученых Беларуси. И, конечно, спортивное событие последних лет — 78-й чемпионат мира по хоккею, который пройдет на ледовых площадках белорусской столицы.

Гостеприимство стало визитной карточкой белорусов еще задолго до объявления одноименного года. Как у англичан невозмутимость, у немцев — экономность, у японцев — пунктуальность, так у белорусов — хлебосольство. Но сегодня мало встретить с распростертыми объятиями, нужно создать и соответствующие условия для пребывания в нашей стране.

Первый и неожиданный для некоторых «совестливых» западных аналитиков шаг уже сделан. С 25 апреля по 30 мая 2014 года будет действовать безвизовый въезд в Беларусь для тех, кто купил билеты на матчи чемпионата по хоккею.

Год гостеприимства — хороший стимул для развития всей туристической сферы. Но, к сожалению, пока на одного иностранного туриста приходится четверо белорусских граждан, выезжающих за рубеж. Хотя сами белорусы расходуют на туризм всего 0,7 процента средств семейного бюджета. Добавленная стоимость, которая производится в туристической отрасли, по-прежнему не превышает один процент внутреннего валового продукта.

Надо честно признать, что у нас пока на обе ноги хромают принятые на Западе стандарты качества услуг. Скажем, из 328 гостиниц в Беларуси только 34 имеют сертификат звездности. Причем 13 из них расположены в Минске.

Нарастание потока туристов также требует обеспечения популярных объектов пунктами обмена валюты, банкоматами, киосками продажи национальной сувенирной продукции. Здесь мы тоже теряем сотни тысяч долларов. Как утверждают специалисты туристической отрасли, очень важны и дополнительные услуги. Так, придорожный отечественный сервис может предложить их сегодня 3—4, в отличие от 12—15 в той же Германии. 

И еще одна немаловажная деталь, без которой не раскрутить маховик всей отрасли. Необходимо формировать качественно новый уровень подготовки кадров индустрии гостеприимства. Нередко на местах просто не понимают, что главное — это клиент. Именно он обеспечивает зарплату персоналу, который зачастую не умеет общаться, не знает иностранных языков, не говоря о языке бытовой дипломатии.

Существует миф, созданный и подогреваемый, похоже, самими белорусами о том, что иностранных туристов можно привлечь в нашу республику только красивой природой и большим количеством памятников. На самом деле, природа в Германии, Франции или в какой-нибудь другой европейской стране мало чем отличается от белорусской. Более того, там климат мягче и приятнее, имеются современные отели, и туда приезжают толпы туристов, которым предлагают неординарный отдых. В Литве, например, во время затяжного ненастья устраивают для туристов фестивали дождя, а в Ирландии в периоды, когда комары в лесу особенно активны, устраивают соревнования — кто больше прихлопнет насекомых.

На протяжении долгого времени в нашей республике в условиях дефицита услуг не приходилось предъявлять претензий к их качеству, поскольку выбирать было особо не из чего. А сегодня простого наличия туристической инфраструктуры недостаточно. Важно, чтобы она была размещена там, где может понравиться туристам. Так, в стране уже действует около двух тысяч субъектов агроэкотуризма, которые пользуются большой популярностью у иностранцев. К примеру, встреча Нового года в сельских усадьбах была расписана для гостей за месяцы вперед. В основном праздновали россияне, которых вполне устраивает наш ненавязчивый сервис по сравнению с ценой.

В народе говорят, хочешь погубить дело — почивай на лаврах. Профессиональное гостеприимство складывается не из деревенского застолья, а работы гостиниц, ресторанов и вообще службы сервиса. Тут плакатом «Добро пожаловать!» не обойдешься. Туристический бизнес требует внимания к мелочам. Есть технологии, позволяющие сделать эти мелочи совершенными, а совершенство — уже не мелочь. Ведь быть гостеприимным хозяином намного труднее, чем просто администратором на ресепшн. Но, как говорил классик, учиться никогда не поздно.

Александр ШЕВКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter