Вспомогательный счет поможет туризму

Гостеприимство и самостоятельность

Наш туризм вырос из коротких штанишек спортивной сферы. Факт, который, в принципе, многие замечают, недавно озвучил директор Департамента по туризму Минспорта и туризма Андрей Молчан на пресс-конференции. Во многом благодаря безвизовым режимам и ряду видных форумов и соревнований, которые прошли и проходят у нас, турпоток растет. Беларусь то и дело всплывает в международных рейтингах. Например, авторитетное издание Lonely Planet внесло нашу страну в десятку государств, которые стоит посетить в этом году, порекомендовало места, куда стоит отправиться. Получилась довольно любопытная подборка, как и пояснения о маршрутах и объектах.



И это практически без особых вложений в раскрутку страны. Несмотря на то что сейчас реализуется госпрограмма «Беларусь гостеприимная», рассчитанная до 2020 года, финансирование в основном идет на кадровое, методологическое и научно-техническое сопровождение. По сути, на повышение квалификации специалистов. Это один из двух блоков. Второй хотя и включает в себя маркетинг, но больше рассчитан на участие в международных выставках и проведение инфотуров для представителей зарубежной туриндустрии и журналистов. На все про все в прошлом году выделили чуть более 3,1 миллиона рублей. Между прочим, за границей только на раскрутку и продвижение одной дестинации, или туррегиона, тратятся десятки миллионов долларов. На маркетинг страны идет и того больше — от 2 процентов госбюджета. Например, Исландия и Сингапур выделяют 10 процентов бюджета, Азербайджан ежегодно — по 15 миллионов долларов, в планах Грузии на этот год — свыше 19 миллионов долларов.

По словам Андрея Молчана, у нас создан хороший и разнообразный турпродукт. Не то чтобы работник сферы ее хвалил — пересказывал впечатления зарубежных экспертов, которые считают такую палитру преимуществом. «Но, к сожалению, продать «товар» пока не получается из-за слабого финансирования и структуры управления отраслью», — отмечает Андрей Молчан.

Как вариант — надо выводить туризм в отдельную отрасль, чтобы она управлялась экономическим блоком Правительства, или передать сферу под крыло экономического министерства. Такие размышления в кулуарах турсреды журналисты слышали не раз. Даже есть резонные обоснования. Мол, туризм и деньги идут рука об руку. Музей или заповедник без туристов интересны только профессионалам. Как только там появится посетитель и заплатит за услуги, объект становится частью бизнес-среды, привел пример директор департамента. И тогда уже требуются другие правила регулирования и выстраивания работы.

К тому же мало какая сфера услуг может похвастаться таким бодрым ростом: экспорт туруслуг в прошлом году прибавил 14,5 процента по сравнению с 2017-м, до 230,5 миллиона долларов. И это при том, что страну посетили всего 365,5 тысячи организованных туристов. Хотя, по данным Госпогранкомитета, границу в прошлом году пересекли 4,7 миллиона человек. А с учетом россиян — и вовсе 11,5 миллиона.

Последнюю цифру удалось получить благодаря внедрению в статистику вспомогательного счета туризма. В некотором роде это идеальная методика подсчета гостей и их трат. Она широко охватывает сферу туризма и ее составляющие. Специфика такова, что таблицы заполняются с отставанием в два года — это нормальная практика. Сейчас на руках есть множество данных о развитии отрасли за 2014 и 2016 годы. На постсоветском пространстве столь полными сведениями владеют лишь в Грузии и Казахстане, где также внедрены сателлитные счета. К слову, прямой вклад туризма в ВВП Беларуси в 2016 году составил 2,2 процента. Для сравнения: в странах Евросоюза — в среднем 3,5 процента. В частности, в Польше — 1,5 процента, в Чехии — 1,7, в Латвии — 2,6, в Испании — примерно 5,5 процента.

Есть еще косвенный вклад, который учитывает влияние туризма на смежные отрасли. Официально его никто не подсчитывал, но эксперты туррынка оценивают его в 5—6 процентов ВВП. Говорят, это не предел, если судить по тому, что все показатели в туризме с 2016 года растут. Но официальную версию мы узнаем лишь в конце 2020 — начале 2021 года. Наблюдения рынка должны подкрепиться данными, которые и предназначены для принятия управленческих решений.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter