В Британии запрещено публиковать информацию, полученную в результате утечек

Гостайна Ее Величества

В Британии разгорелась интересная и весьма поучительная дискуссия. Для начала полная и точная цитата. «Публикация материалов, полученных в результате утечек, с осознанием того, что этим может быть причинен ущерб, может считаться уголовным преступлением. Я бы посоветовал всем владельцам, редакторам, издателям как мейнстримовых СМИ, так и социальных медиа не публиковать полученные в результате утечки правительственные документы. Если вам будут предлагать их (такие документы), то направьте их в полицию или верните законному владельцу — правительству Ее Величества», — говорится в распространенном руководителем Скотланд-Ярда заявлении.

Заместитель руководителя Скотланд-Ярда Нил Басу разъясняет позицию ведомства касательно публикации в прессе правительственных документов, попавших к журналистам в результате утечки.

Поводом для такого заявления послужила недавняя утечка секретной дипломатической информации, которая привела к обострению отношений между Вашингтоном и Лондоном. В результате британскому дипломату пришлось оставить пост и вернуться домой.

Но суть поучительной истории касается не только и не столько злосчастной карьеры посла. 

Не правда ли, слова главы Скотланд-Ярда об уголовной ответственности за информацию — это совсем не то, в чем нас долго убеждали представители различных зарубежных «фабрик мыслей»? 

Не то, что с легкой руки Карла Поппера, точнее, его книги «Открытое общество и его враги», а затем при усилиях финансового спекулянта Джорджа Сороса, взявшего у Поппера название для своего фонда, навязывало миф об открытом обществе. 

И не то, что проповедовали печально известные методички Джина Шарпа о проведении цветных революций на постсоветском пространстве. Помните все эти советы: гражданское неповиновение, изготовление фальшивых документов и т.п., которые рекомендовалось превратить в практику почему-то совсем не там, где они были придуманы… 

С развитием информационного общества были попытки внедрения новых мифов и стандартов, касающихся уже информационной свободы. Правда, в плену этих мифов по принципу «там и кофе слаще, и свободы больше» чаще всего оказывались местные аналитики. Само же западное общество, столкнувшись с киберпреступностью, борьбой с терроризмом в цифровую эпоху, вырабатывало новые подходы. 

Official Secrets Act — британский закон о государственной тайне 1989 г. — объявил незаконным раскрытие информации, относящейся к вопросам обороны, безопасности и разведки, к международным отношениям. 

Подобное распространение информации считается преступлением, если оно наносит урон интересам государства и было сделано без разрешения. Людям, признанным виновными в этом, грозит штраф и до двух лет заключения.

Сегодня в Британии готовы пойти еще дальше. Бывший министр обороны Великобритании Майкл Фэллон высказался за наказание журналистов. По его словам, наказывать надо не только тех, кто допустил утечку секретных данных, но и тех, кто предал их гласности: «У нас есть свобода прессы, но все должны соблюдать закон».

Поставил точку в этой поучительной дискуссии руководитель Скотланд-Ярда, пригрозивший за публикацию утечек уголовным преследованием. Он дал настоятельный совет всем владельцам, редакторам, издателям как мейнстримовых СМИ, так и социальных медиа не публиковать полученные в результате утечки правительственные документы. И наконец, порекомендовал вернуть полученную таким путем информацию законному владельцу — правительству Ее Величества... 

Никому ведь не придет в голову упрекнуть после этого Британию в методах полицейского государства? 

romanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter