Формально адресуя послание к Федеральному собранию, Владимир Путин напрямую обратился к народу

Госсовет как «царский институт»?

Что означает реформа политической власти в России, о которой объявил Президент Владимир Путин? Сейчас много рассуждают об усилении парламента, переменах в правительстве... Кстати, Госдума вчера на пленарном заседании одобрила предложенную Президентом России кандидатуру Михаила Мишустина на пост председателя правительства РФ. Интересно будет понаблюдать за действиями Премьера, который сменил Дмитрия Медведева. Но по большому счету, главное не в этих перестановках — как уже произошедших, так и ожидаемых. У всех этих событий есть один стержень, и кроется он не в номенклатурных рокировках. 


На одном языке

Путин начал послание с того, что в обществе созрел запрос на перемены. Это можно трактовать двояко. Первое — это идущие вовсю разговоры о транзите власти после 2024 года. И второе — в России в последние 3 — 4 года появился тренд — недовольство властью. Экономика особо не растет, люди остро чувствуют социальную несправедливость, богатые богатеют, а у бедных, наоборот, доходы падают. Усиливается неравенство. В прошлом году после принятия пенсионной реформы настроения людей изменились. Да, все гордятся внешнеполитическими победами, да, ресурс патриотизма на стороне властей. Но в то же время социальный организм уже бурчит, как при легком несварении желудка.

Сказав о «запросе на перемены», Путин тем самым продемонстрировал, что слышит россиян. Что говорит на их языке и разделяет их недовольство «зажравшимися» чиновниками. И начинает свое выступление с беспрецедентного объявления различных благ и льгот. Здесь и материнский капитал, и пособия детям, и жилье медикам, и льготная ставка на ипотеку для молодых семей, и бесплатное горячее питание школьникам… И только излив этот социальный елей на души простых россиян, Путин приступил к изложению своего плана реформы власти. Он прекрасно понимает, что буквы поправок нужно наполнить духом отцовской заботы, а иначе никакие чиновничьи рокировочки положение не спасут. 

Читатель уже знает о семи важнейших поправках в Конституцию. Российские политики и политологи говорят об оптимизации, рассредоточении, взаимодополняемости всех структур системы власти. Похоже, что Путин не столько усиливает, сколько перетасовывает систему власти. Но один шаг выбивается из этого перетасовывания. Путин заявил, что в Конституции нужно закрепить роль и статус Госсовета.

Для чего это нужно?

Фигура Путина столь значительна, что в России равной ей просто нет. А объем его власти столь велик, что передать ее более слабому преемнику просто опасно. Что делать? Этот вопрос касается не только Путина, хотя все текущие прогнозы, оценки и рассуждения сосредоточены на его персоне в контексте выборов-2024.

С этой точки зрения было бы интересно поразмышлять о транзите политической власти в широком смысле слова. Понятно, что опыт, вес и значение национальных лидеров, а Путин, несомненно, относится к таковым, будут определять ключевые, стратегические вопросы развития государства. И не надо вводить никакого «царского института» — именно такими вопросами и занимается Госсовет. 

В то же время лидеры, которые долго находятся у власти, тяготятся рутинными вопросами. Такие вопросы вполне можно сбросить на сбалансированный тандем правительства и парламента. И такая формула в предложенных Путиным поправках тоже просматривается. Правда, многих смущает, почему Президент отправил своего прежнего товарища по тандему замом в Совет безопасности. Как этот орган сочетается с проведенной балансировкой власти?

Что ж, как отмечают российские аналитики, Путин будет президентом еще четыре года. У него есть время, как говорил Штирлиц, «продумать детали». Дизайн будущей модели власти набросан вчерне. 

Владимир Путин лишь перетасовал, но не зафиксировал систему. Но если кто-то думает, что это будет отход в сторону парламентской республики, то Путин твердо ответил — нет. 

В своем послании он прямо сказал, что Россия с ее огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться и, более того, просто существовать в форме парламентской республики. 

«Россия должна оставаться сильной президентской республикой», — сказал Путин.

Думается, это не столько касается буквы — названия конкретной должности. Скорее всего, Путин дал понять, что сохранится дух сильной руки. А как это будет выражено в будущей формуле власти, не столь и важно. 

Когда Путин выстраивает такую систему перемен, ему важны уважение и доверие народа. В том же ключе необходимо выстраивать отношения с соседями, чтобы идеально укладываться в предлагаемый новый имидж.

romanova@sb.by

КСТАТИ

Состоялся телефонный разговор Премьер-министра Беларуси Сергея Румаса с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Беларуси Дмитрием Мезенцевым. Как сообщает БЕЛТА, стороны обсудили вопросы сотрудничества с учетом новых назначений в российском правительстве.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter