Новая редакция закона о госслужбе рассмотрена на совещании у Лукашенко

Госслужба: справедливость и эффективность

Последние несколько лет прошли под знаком оптимизации государственного аппарата. Существенно сокращена его численность. Устранены дублирующие друг друга структуры. В ряде случаев перераспределены функции отдельных подразделений для более эффективного их исполнения. Таким образом, эволюционным путем удалось наметить контуры обновленной модели госаппарата. Венцом этой большой и целенаправленной работы должно стать законодательное оформление системы. Оно призвано решить как минимум триединую задачу. Стимулировать гос­служащих к деятельности с максимальной самоотдачей. Обеспечить высочайший уровень исполнительской дисциплины. Поднять престиж госслужбы — относительно немногочисленной структуры, объединяющей настоящих профессионалов, работающих на благо страны. На это нацелен разрабатываемый закон «О государственной службе». Концептуально, так сказать, в первом приближении проект закона обсужден на совещании у Президента. В ходе разговора Александр Лукашенко обозначил базовые условия, которые необходимо учесть при разработке документа:

фото сергея сивухи.

— Это один из ключевых вопросов кадровой политики, ведь эффективность и авторитет всей системы власти во многом зависят от уровня подготовки и мотивированности работников государственных органов. В современных условиях управленческая деятельность требует от госслужащих высокого профессионализма, преданности своей стране, строгой исполнительской дисциплины и внимательного отношения к людям. Во главу принимаемых ими решений должны быть положены честность и справедливость как основные моральные принципы. Новый закон должен создать четкую основу для этой работы.

Президент обратил внимание на то, что высокий правовой статус госслужащих, обеспечивающий престижность этой профессии, невозможен без установления в законе социально–правовых гарантий для них. Но есть и обратная сторона:

— Эти гарантии должны строго соотноситься с обязанностями и ответственностью каждого сотрудника госоргана. При этом, поручая разработать этот закон, я предупреждал вас, что вот эти «коврижки», которые у нас принято раздавать в любом законе в виде каких–то социальных гарантий, не должны быть выше того, что есть. Материальное положение госслужащих должно расти или падать в соответствии с ростом или падением жизненного уровня нашего населения. Это ключевое.

Одной из принципиальных позиций Президента по представленному законопроекту является закрепление обязательных правил поведения, обеспечивающих строгую исполнительскую дисциплину. Здесь может быть востребован и армейский опыт. Президент:

— Администрации Президента было поручено создать рабочую группу с привлечением ученых и экспертов, перед которой стояла задача сделать государственную службу сродни, скажем, воинской службе, выработать четкие и исчерпывающие требования к ее прохождению, повысив имидж государственного управления в целом. Как мне докладывают, в новом законе выстроена целостная система госслужбы. В том числе закрепляются социально–правовые гарантии госслужащих, соразмерные их обязанностям, которые максимально приближены к обязанностям военнослужащих.

Участникам совещания Александр Лукашенко адресовал ряд конкретных вопросов:

— Насколько актуален новый закон? Нужен он или не нужен? Отвечает ли он современным потребностям госорганов? Насколько эффективно будет решена поставленная задача по повышению престижа госслужбы? Не будут ли эти меры чрезмерными? Следует дать общую характеристику этическим требованиям, предъявляемым к госслужащим, и мерам по противодействию коррупции.

Президент сделал образное обобщение сказанному:

— Словом, насколько вы учли опыт нашей жизни, начиная с древних, библейских времен и заканчивая моральным кодексом строителя коммунизма. Я полагаю, что вы внимательно прочитали определенные новеллы этих и других законов, писаний и приспособили, если это подходит, к современности.

Примечательный момент: рабочая группа по разработке законопроекта состоит преимущественно из ученых и экспертов, которые государственными служащими не являются. То есть здесь обеспечен действительно независимый подход, и чиновников в том, что они пишут документ для себя и под себя, никак не упрекнешь. Основная идея документа заключается в том, что предлагается создать целостную систему государственной службы, состоящую из нескольких служб. Об этом после совещания рассказал журналистам директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов:

Вадим Ипатов.
— На сегодняшний день у нас разрозненно регулируются военная служба, служба в военизированных организациях и государственная гражданская служба. Этот проект закона говорит о том, что в стране должна существовать единая система государственной службы, объединяющая все эти виды. Это основной концептуальный посыл, который позволит выстроить дальнейшее правовое регулирование всей системы государственной службы.

Вадим Ипатов обращает внимание на то, что при разработке законопроекта учтено принципиальное требование Президента об усилении дисциплины и ответственности госслужащих. И именно соразмерно с устанавливаемой ответственностью закрепляются социально–правовые гарантии и различные компенсации для них. Кроме того, на совещании Президент особое внимание обращал на необходимость ужесточения спроса за коррупцию и недисциплинированность. Вадим Ипатов разъяснил предлагаемые нормы:

— Для того чтобы были социальные гарантии и какие–то так называемые бонусы для госслужащих, необходимо посмотреть, как соблюдается служебная дисциплина и какая ответственность у государственного служащего перед населением. Поэтому первое, к чему приступила рабочая группа, — разработке основных направлений, связанных со служебной дисциплиной, установлением общих этических требований. В этом проекте впервые появилось нормативное предписание, что такое служебная дисциплина. И это сродни требованиям воинских уставов.

Кстати, социальные гарантии — это отнюдь не некие баснословные выплаты или льготы. Речь идет прежде всего о социально–бытовом обеспечении служащих жильем, медицинским обслуживанием. Ведь по предлагаемым новациям госслужащий может быть переведен на новое место работы даже без его согласия. Как в армии: есть приказ — надо исполнять не обсуждая.

Интересный момент — этические требования к госслужащим. Они, разумеется, декларируются и сейчас, но ни в одном документе эти требования конкретно не прописаны. Предполагается, что в новом Законе «О госслужбе» это будет сделано. Вплоть до требований к поведению в социальных сетях.

О том, как трудилась рабочая группа, рассказала проректор по учебной работе и образовательным инновациям БГУ, доктор юридических наук, профессор Ольга Чуприс:

Ольга Чуприс.
— Вносили много практических, теоретически обоснованных предложений, критически подходили ко всем тем рекомендациям, которые давались практическими работниками, изучали зарубежный опыт, — сказала она.

Из предложенных группой новаций одна касается ротационных должностей. Ольга Чуприс уточнила:

— В настоящее время ротация предусмотрена в Беларуси в отношении двух видов должностей — это прокурорские и дипломатические работники. Однако почему бы об этом не говорить в целом в системе госслужбы для гражданских государственных служащих. Глава государства сказал, что действительно об этом надо подумать на перспективу. Зарубежный опыт позволяет нам проанализировать ротационные должности.

Еще одна инициатива — возможность создания специального органа управления госслужбой:

— Пусть он будет небольшой, компактный, но очень профессиональный, который мог бы анализировать состояние дел в государственной службе, даже должностные инструкции, количество должностей, которые есть. Не говоря о том, что в практической деятельности на госслужбе возникает много проблем по оптимизации процессов, разрешению споров, связанных с приемом, увольнением, переводами... В настоящее время квалификационный экзамен сдают в каждом органе. Возможно, это надо сделать в этом одном едином органе с выдачей соответствующего сертификата.

О сути миссии рабочей группы Ольга Чуприс говорит так:

— Задача государства — иметь четкую выстроенную государственную службу. Но самое главное, что государственная служба существует для народа. Отсюда и требования к государственным служащим и к самой государственной службе — позиции насчет дисциплины, усиления публичных начал, об ответственности госслужащих. Одновременно, конечно, будет стоять вопрос и о гарантиях государственным служащим в связи с тем, что они отдаются служению обществу. Поэтому конечная цель как раз в том, чтобы гармонизировать интересы общества, государства, самих государственных служащих.

Как видно, работа идет скрупулезная и вдумчивая. Это не тот случай, когда нужны оперативные и резкие движения. Поэтому по итогам обсуждения Президент распорядился доработать законопроект в спокойном режиме. Это действительно очень серьезный документ, и его необходимо подготовить к принятию таким образом, чтобы после система работала четко и к теме не возвращаться.

kryat@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter