Раньше лицо науки и искусства было мужским, а сегодня?

Господство мужчин заканчивается?

Просматривал фотографии преподавателей дореволюционных гимназий. Торжественная лестница, колонны. На ступеньках чинно, благородно и строго стоят педагоги. В центре господин директор, справа священник с блестящим крестом на груди. Сюртуки, белые крахмальные воротнички, цепочки часов… Если гимназия мужская, то женщин среди педагогов на снимках нет, а вот в женских — предостаточно. Учитель — профессия преимущественно мужская. А теперь вспомните свою школу, гимназию, в которой дети-внуки учатся или учились. Почти сплошное женское царство. Мужчина-учитель — редкость. 

Продолжаю рассматривать старинные фотографии гимназий Минска, Киева, Нарвы, Царицына, Витебска… Понимаю, тогда мужчины охотно шли в учителя. Дело это являлось почетным, уважаемым и давало определенную финансовую независимость. 

В субботу мне довелось провести мастер-класс для молодых писателей-прозаиков. Хоть мастером себя не считаю, но согласился. Моими слушателями оказались дюжина девушек и бородатый молодой человек (не задавший ни одного вопроса). Все эти молодые прозаики — либо студенты, либо уже где-то работают и, выкроив немного времени, что-то пишут, публикуют в интернете на своих страничках, а если повезет, то и в литературных журналах. Мечтают стать знаменитыми писателями.

Фото pixabay.com

Я смотрел на своих слушательниц и жалел их. Бедные, они еще даже не подозревают, на какую скользкую дорожку ступили и куда она их ведет. Они одновременно растерянны и самоуверенны. Нервничают и волнуются, пытаются что-то спросить у меня, выведать какой-то секрет, прием, глядят иногда с надеждой, а чаще с недоверием…

Естественно, они знают, что проза всегда считалась тяжелым мужским делом. Список, даже длинный, великих писателей будет состоять из мужских имен. Женские, если и попадутся, то их окажется очень мало. И будут они, скорее всего, исключением, подчеркивающим правило. 
У современного искусства — женское лицо?
Так было и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в науке. Еще 40 лет назад в нынешней академии искусств на отделениях художественного факультета девушки являлись редкостью. Понятно, тяжелые это профессии: скульптор, график, живописец, монументалист. Сегодня же на художественном факультете учатся преимущественно девушки, парней — единицы. И этот процесс идет уже несколько десятилетий. Приходишь на выставку, читаешь названия работ и замечаешь, как много женских имен. У полок с книжными новинками ситуация такая же, среди авторов очень много дам.

Я поинтересовался у своих слушательниц: а где же прозаики-мужчины, где представители сильного пола? Девушки стали смеяться, пожимать плечами, переглядываться и объяснять это тем, что сегодня парням заниматься литературой совсем не выгодно. Прокормить семью литературным трудом невозможно. Многие, даже очень способные и талантливые, идут в те области, где финансовые перспективы более-менее ясные и определенные. Например, в программисты или в профессии, связанные с компьютерными технологиями, бизнесом.

Объяснить подобную тенденцию тем, что все современные мужчины мечтают лишь деньги зарабатывать, мне кажется слишком простым. Скорее всего, господство мужчин, тянувшееся две тысячи лет, заканчивается. И то, что в искусство повсеместно приходят женщины, — свидетельство этому. На наших глазах сменяются эпохи.

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter