Госсектору прописали вакцину: зачем нужны госкорпорации и какой отдачи от них ждать в ближайшие годы

Госкорпорации: модель для сборки

Правительство ведет постоянную работу по поиску и внедрению наиболее оптимальных форм управления государственными предприятиями для повышения эффективности их хозяйственной деятельности и сохранения социальной ответственности. Как недавно отметил Премьер-министр Роман Головченко, «в Беларуси планируют создать ряд крупных государственных корпораций в целях объединения производственного и технологического потенциала, создания новых продуктов, выхода на внешние рынки не с отдельными товарами, а системой машин, технологий и широкой линейкой продукции». Речь идет не о создании особых условий поддержки госсектора, а о точечных оздоровительных мерах и системном улучшении менеджмента стратегических секторов экономики.

Минский тракторный завод в 2020 году увеличил удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгрузки до 54,3 процента.
Фото  БЕЛТА

Зачем нужны госкорпорации и какова их роль?

Как показывает мировой опыт, пропагандируемое рядом как зарубежных, так и отечественных экономистов либерального толка мнение о безусловной неэффективности государственных предприятий и организаций не соответствует действительности. Доля государственных предприятий в ВВП в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет в среднем 15 процентов. В абсолютном значении это свыше 2 тыс. компаний, совокупная стоимость которых составляет около 1,9 трлн долларов в эквиваленте. Самый крупный госсектор из стран ОЭСР функционирует в Южной Корее — 177,6 млрд долларов в годовом исчислении. Далее идет Франция (157,7 млрд долларов) и Норвегия (131 млрд долларов). По числу занятых в госсекторе лидирует Франция — 838,5 тыс. человек. За ней следует Великобритания (378,3 тыс.) и Италия (289,3 тыс.).

Георгий Гриц.
Еще один факт. По данным исследования 2020 года, порядка 10 процентов компаний из так называемого списка Forbes Global 2000 являются мажоритарными государственными компаниями. Совокупный оборот государственных предприятий, попавших в список Forbes, достигает 3,6 трлн долларов, что соответствует ВВП Германии или восьми процентам общей капитализации всех торгующихся на мировых биржах компаний.

Мировой опыт свидетельствует, что одним из управленческих инструментов повышения эффективности госактивов являются государственные корпорации, цель которых — минимизация воздействия основных институциональных факторов, отрицательно влияющих на эффективность государственных предприятий.

Для Беларуси при проведении реформы госсобственности важно разделить функции государства как регулятора и собственника, причем делать это надо не революционным, а эволюционным путем с высокой долей вероятности желаемого результата. В качестве альтернативы определению единого государственного органа, который будет отвечать за подготовку и проведение реформы госсектора, предлагается новая для нашей страны организационно-правовая форма юридического лица — госкорпорация. 

Учитывая, что госсектор формирует 76 процентов объемов промышленного производства, 56 процентов инвестиций в основной капитал, 58 процентов валовой выручки и 44 процента занятости, повышение его эффективности не только является важнейшей социально-экономической задачей, но и может стать тем драйвером, который радикально и в относительно короткие сроки в состоянии обеспечить существенный рост национального ВВП до 100 млрд долларов и удвоение совокупной стоимости госактивов. 

Для сохранения позиций на мировом рынке сбыта и создания нового имиджа индустриальной Беларуси отрасли требуется коренная реиндустриализация.

Как работают госкорпорации и в чем их преимущество?

Государственные корпорации не белорусское изобретение. В том или ином виде они существуют в США, Великобритании, Канаде, Италии, Финляндии, Норвегии, Китае, Индии, Южной Корее, России и ряде других стран. Как правило, за рубежом госкорпорации создавались в периоды стагнации или кризиса в определенных отраслях экономики. Их главной целью была централизация и повышение эффективности государственного управления для поддержки и развития тех стратегических областей экономики, где бизнес в кратко- и среднесрочной перспективе не видит привлекательности для инвестирования своих средств и где рейтинг страны постепенно снижается.

Виталий Вовк.
Еще одним объединяющим принципом в создании зарубежных госкорпораций является то, что они были формализованы на основании специальных законодательных актов, которые с учетом национальных особенностей принимали высшие законодательные институты указанных государств.

Например, действующая в России нормативная база о государственных корпорациях формирует, по сути, новый тип юридического лица, консолидирующий в себе черты коммерческой структуры, государственного регулятора и некоммерческой организации. Стоит отметить, что модель российской государственной корпорации не имеет аналогов в мире. Ни в одной стране с рыночным типом хозяйствования государственным институтам развития не предоставлялись такие существенные преимущества и возможности, какие даны российским государственным корпорациям. В частности, имущество, переданное в госкорпорацию, становится собственностью последней, то есть не является государственной собственностью. Как следствие в России госкорпорация не отвечает по суверенным обязательствам, а государство не отвечает по обязательствам корпорации, если федеральным законом, предусматривающим ее создание, не предусмотрено иное. Это, в свою очередь, проявляется в особом влиянии госкорпораций на экономическую систему России.

В последнее время ряд так называемых «независимых экспертов», не в полной мере владея данной проблематикой, ставят под сомнение вопрос целесообразности заимствования соответствующего зарубежного опыта, противопоставляя ему не полностью удавшийся эксперимент по масштабной «холдингозации» в различных секторах белорусской экономики. Да, в этом есть определенная правда. В соответствии с Указом № 660 от 28 декабря 2009 года на начало 2021 года в Мин-

экономики зарегистрировано около сотни холдингов, из них половина — с участием государства. Но делая такие поспешные выводы, важно понимать причину, почему так получилось. К сожалению, традиционно данная инициатива стала заложником разборок между органами госуправления в лице министерств и ведомств с одной стороны и управляющими компаниями холдингов и предприятиями — с другой стороны. Назовем только одну, но принципиальную причину, почему холдинги не справились с задачей реструктуризации вверенных им активов: полномочия касательно принятия решений по распоряжению активами «дочек», ранее находившимися в собственности государства, управляющим компаниям так и не были предоставлены!

Все эти задачи вынуждают искать собственную оптимальную модель управления госимуществом с учетом не только зарубежного опыта, но и особенностей белорусской модели экономики, включая белорусский менталитет.

Сдаточно-сборочный цех ОАО «Гомсельмаш».

В каких отраслях создавать?

С учетом поручений Главы государства, данных во время посещения 20 ноября 2020 года ОАО «Гомсельмаш», и оценки перспективы вклада сельхозмашиностроения в экономику страны планируется в качестве пилотного проекта создать государственную корпорацию в этом секторе экономики. В настоящее время совместная рабочая группа в составе представителей Министерства экономики, Министерства промышленности и других заинтересованных, в том числе с участием нескольких негосударственных консалтинговых компаний, определяет основные контуры будущей госкорпорации. Планируется, что в нее может войти порядка тридцати профильных организаций, обеспечивающих 2,6 процента от всего промышленного производства и 5 процентов занятых в промышленности республики с годовой выручкой от реализации 3423,3 млн руб. (прогнозная оценка по 2020 году).

Как показывает анализ текущего состояния данной отрасли, ей требуется коренная реиндустриализация прежде всего для сохранения позиций на мировом рынке сбыта и создания нового имиджа индустриальной Беларуси. В то же время общая капитализация и объем продаж отечественного сектора сельхозмашиностроения несопоставимы с потенциалом основных игроков мирового рынка сельскохозяйственного машиностроения, который определяется крупнейшими транснациональными корпорациями, занимающими около 50 процентов этого рынка и осуществляющими активную экспансию своей продукции по всему миру, включая традиционные рынки для белорусских производителей. В частности, годовая выручка первой пятерки из топ-10 крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники — John Deere, CNH Industrial, AGCO Corporation, CLAАS, Kubota и Mahindra & Mahindra — составляет от 5 до 40 млрд долларов, что в разы больше суммарной выручки всех потенциальных участников вышеуказанной госкорпорации.

В то же время накопившиеся системные проблемы в сельхозмашиностроении не позволяют в настоящее время существенно нарастить потенциал отрасли. Назовем только основные из них: высокая долговая нагрузка, низкие возможности ресурсного обеспечения инновационного развития, нерешенность для отечественных менеджеров права на риск и другие.

Сохранение такой ситуации создает риски дальнейшей стагнации в целом в отрасли, особенно в части снижения инвестиций в ее развитие, где традиционно присутствует преобладание ожиданий в расчете на государственную поддержку.

Один из ключевых элементов создаваемой госкорпорации — реструктуризация, которая включает финансовую реструктуризацию, то есть признание финансовых потерь и реструктуризацию накопленных финансовых требований, и операционную — то есть реорганизацию бизнес-процессов и корпоративного управления. При этом у всех заинтересованных участников данного проекта есть однозначное понимание, что при разработке бизнес-модели госкорпорации будет необходимо проведение непредвзятой и профессиональной оценки ее способности обслуживать свои долги в будущем. В противном случае фискальное бремя будет перенесено на систему государственных финансов и коммерческие банки.

Именно поэтому в рамках данного пилотного проекта предполагается внедрить современные методы управления и оценки операционной деятельности компании. В частности, для повышения эффективности и прозрачности управления активами госкорпорации, в том числе для привлечения инвесторов, включая зарубежных, предполагается уже в среднесрочной перспективе перейти к так называемой модели управления стоимостью бизнеса, взяв ее за основу в качестве комплексного показателя эффективности госкорпорации в целом. В ее основе лежит понимание того, что для акционеров, в нашем случае государства, результат будет измеряться не объемом введенных мощностей, количеством нанятых сотрудников или оборотом корпорации, а текущей рыночной стоимостью конкретного актива.

Если эксперимент на практике покажет свою эффективность, Правительство в оперативном порядке приступит к его распространению на другие отрасли, такие как машиностроение, электроника и приборостроение, алкогольно-пивоваренная, кондитерско-сахарная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, легкая промышленность и ряд иных.

Отраслевому институту «Кадры индустрии» поручено разработать адаптированную к современным реалиям систему управления человеческими ресурсами госкорпорации.

Какой отдачи ожидаем от пилотного проекта?

Основными целями объединения производственного, технологического и ресурсно-инвестиционного потенциала профильных предприятий сельхозмашиностроения в одну профильную государственную корпорацию будут являться:

♦ создание национального белорусского игрока, сопоставимого по промышленному потенциалу с ведущими транснациональными компаниями на мировом рынке сельхозмашиностроения, выход в топ-10 профильных глобальных компаний с объемом суммарной выручки порядка 3 млрд долларов в эквиваленте;

♦ повышение стоимости государственных активов за счет роста их капитализации и доходности не менее чем в два раза;

♦ концентрация вопросов операционной деятельности предприятий в госкорпорации, а не в отраслевом министерстве, что существенно повысит как оперативность, так и эффективность управленческих решений;

♦ использование выгод от увеличения доли занимаемого целевого рынка;

♦ снижение себестоимости готовой продукции от экономии на масштабе;

♦ возможная экономия на налогах и добавленной стоимости.

При этом, снимая на определенное время долговую нагрузку со своих участников, в госкорпорации предлагается сохранить критические непрофильные активы на балансах их держателей, в частности, социальную сферу.

ОАО «Минский автомобильный завод» специализируется на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.

Несколько слов о кадрах

Правильный подбор кадров, которые воплощают в жизнь какую-то идею, особенно в стратегическом менеджменте, кардинальным образом оказывает влияние на ее реализацию. Поэтому сегодня как никогда актуален известный тезис «кадры решают все». Но имеются в виду кадры, которые непосредственно работают и несут персональную ответственность за свои результаты на своем предприятии, а не пришлые варяги. С этой точки зрения представляет определенный практический интерес эксперимент, который сегодня реализуется в отраслевом Институте повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Министерства промышленности, по реализации в течение 2019—2021 годов ряда образовательных программ повышения квалификации и переподготовки первых лиц и руководителей планово-экономических, финансовых и маркетинговых служб подведомственных организаций Минпрома.

Отдельным блоком следует отметить обучение из существующего кадрового резерва Минпрома молодых перспективных руководителей по программе МВА, которая реализуется совместно с партнерской организацией — бизнес-школой ИПМ. После успешного окончания программы слушателям выдается диплом государственного и международного образца с присвоением квалификации Executive Master of Business Administration. Данная программа имеет все три престижные международные аккредитации.

Уникальной особенностью этих программ является участие в качестве преподавателей практикующих экспертов ведущих международных аудиторских компаний из списка «большой четверки», использование отдельных элементов программы Executive MBA с закреплением полученных знаний как в лицензионных программах бизнес-симуляции, так и на практике на своих рабочих местах.

Учитывая собственный и зарубежный опыт по подбору и непрерывному повышению профессионального уровня работников с учетом современных требований и образовательных тенденций, отраслевому институту «Кадры индустрии» поручено разработать адаптированную к современным реалиям систему управления человеческими ресурсами госкорпорации. Целеполаганием для данной системы является создание практико-ориентированной отраслевой системы переобучения и повышения уровня квалификации руководителей профильных предприятий — от мастеров и начальников участков до менеджеров высшего звена. В качестве примера предполагается взять за основу немецкую программу подготовки производственных менеджеров по стандартам Федерального союза REFA. Соответствующий меморандум о сотрудничестве был подписан между Министерством промышленности и управляющим директором Федерального союза REFA Оливером Штермером.

Виталий ВОВК, генеральный директор «МТЗ-ХОЛДИНГ».

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Министерства промышленности», кандидат экономических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter