Госдепартамент США отчитался...

Опубликованная недавно справка госдепартамента США, содержащая данные о помощи Соединенных Штатов странам СНГ в 2004 году, заставляет задаться вопросами: а по какому принципу данная благотворительность строится? Что берется за основу? Бедность той или иной страны? Уровень образованности населения? Влияние каких-либо природных факторов? Степень развития экономики? Пространный документ с цифрами и пояснениями по каждому государству Содружества свидетельствует о том, что США выделяют пять позиций. Это — программы развития демократии, экономические и социальные реформы, безопасность и правоприменение, гуманитарная помощь, межотраслевые программы.
Опубликованная недавно справка госдепартамента США, содержащая данные о помощи Соединенных Штатов странам СНГ в 2004 году, заставляет задаться вопросами: а по какому принципу данная благотворительность строится? Что берется за основу? Бедность той или иной страны? Уровень образованности населения? Влияние каких-либо природных факторов? Степень развития экономики? Пространный документ с цифрами и пояснениями по каждому государству Содружества свидетельствует о том, что США выделяют пять позиций. Это — программы развития демократии, экономические и социальные реформы, безопасность и правоприменение, гуманитарная помощь, межотраслевые программы. Естественно, на первое место по важности помощи госдепартамент ставит то, что для США является священной коровой — демократию. На нее в прошедшем году в 11 странах СНГ израсходовано почти 180 млн. долларов. В разрезе государств это выглядит так: Азербайджан — 12 млн., Армения — 13, Беларусь — 7,7, Грузия — 14,4, Казахстан —10,6, Кыргызстан — 12,2, Россия — 45,43, Таджикистан — 10,2, Туркменистан — 4,2, Узбекистан — 15,7, Украина — 34,1 млн. долларов. Узреть какую-либо логику в действиях финансистов госдепартамента практически невозможно. Что здесь главное? Численность населения? Так в Казахстане и Кыргызстане она несравнима, однако цифры «подпитки» демократий практически одинаковы. Или почему Узбекистан получил 15,7 млн., а Беларусь — всего 7,7? Напрашивается следующий вывод: американские аналитики считают, что наша страна более чем в два раза демократичнее Узбекистана. Любопытно, что думают по этому поводу в госдепартаменте США. Согласно пояснению их специалистов, «программы развития демократии в Беларуси ориентированы на гражданское общество, политические партии, независимые СМИ и власть закона. Гранты и техническая помощь укрепляют потенциал местных НПО с целью активизации участия граждан в решении проблем населенных пунктов. Обучение демократических групп по вопросам деятельности политических партий делает упор на партийное управление, стратегическое планирование, привлечение и сохранение новых членов, составление обращений». Выходит, что так называемые гранты способствуют активизации «участия граждан в решении проблем населенных пунктов (выд. БЕЛТА)». Может, наше правительство не знает, что американцы готовы решить все сложные проблемы населенных пунктов, особенно в сельской местности? Зачем тогда разрабатывало грандиозную программу возрождения села? Хотя все, наверное, до наивности просто. Скорее всего, под «населенными пунктами» подразумевается лишь белорусская столица. Ведь именно сюда чаще всего идут различные зарубежные гранты. Второй по важности пункт помощи США странам СНГ касается экономических и социальных реформ. И здесь в суммах разнобой, который с трудом поддается логическому объяснению. Судите сами. На эти цели получили: Азербайджан — 13,6 млн., Армения — 50,2, Беларусь — 0,1, Грузия — 35,5, Казахстан — 21,5, Кыргызстан — 21,8, Россия — 51,43, Таджикистан — 12,6, Туркменистан — 4,5, Узбекистан — 21,2, Украина — 42,38 млн. долларов. Если вспомнить, что именно Беларусь в 2004 году достигла самых впечатляющих результатов по росту ВВП, в нашей стране самые высокие среди стран СНГ пенсии, да и по зарплатам мы не последние, то решение госдепартамента о 0,1 млн. «зеленых» выглядит вполне обоснованным. Вероятно, там посчитали, что «белорусская модель» развития вполне жизнеспособна и нечего в нее вливать дополнительные средства. Тогда как понимать отечественных оппозиционеров, которые на каждом шагу, и особенно при выезде на Запад, кричат о завтрашнем крахе белорусской экономики? Кстати, в справке госдепартамента по поводу экономических и социальных реформ в Беларуси нет ни слова пояснений. Как нет упоминания и о чернобыльской катастрофе, на ликвидацию последствий которой наша страна тратит огромные средства. А ведь эти деньги могли бы пойти на модернизацию производств, в инвестиции, в конкретные экономические проекты, социальную сферу. Почему бы госдепартаменту США не покрыть расходы, которые Беларусь несет, не являясь виновницей атомной трагедии. Много неясностей и с гуманитарной помощью. Куда же направлены полмиллиона долларов, которые милостиво положены нашей стране по этой статье? Как изложено в справке госдепартамента, «американские гуманитарные программы в Беларуси специально предназначены для помощи самым уязвимым группам и осуществляются в форме грантов частным добровольным организациям». Снова гранты и снова частные организации... Выходит, самые бедные люди в Беларуси — частники? Всем известно, что американцы деньги считать умеют. Это доказывает и финансовый отчет госдепартамента в отношении помощи странам СНГ. Только вот схемы этих финансовых потоков вызывают большие вопросы...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter