«Горжусь тем, что я колхозница»

Нина Железнова, директор ЧУП «Озерицкий-Агро» ОАО «Белагропромбанк» — об умении превращать «не хочу» в «надо», «стервозности» должности и незащищенности руководителя

НЕ ЛЮБЛЮ читать о женщинах-передовиках. Обычно, вне зависимости от пола автора, это либо пафосное повествование о трудовых достижениях, либо умиленное «сюсюканье» о семейных буднях. Чаще чередование того и другого. Эдакий образ уставшего, но счастливого бравого солдата в юбке. В одной руке большая сумка с продуктами, в другой — малые ребятишки и, конечно же, муж где-то сзади вырисовывается. Впрочем, возможны варианты.

Нина Железнова

Об этом я рассеянно размышляла, отправляясь в Смолевичский район на встречу с директором успешного сельхозпредприятия «Озерицкий-Агро» Ниной ЖЕЛЕЗНОВОЙ. О чем писать, об эффективном производстве? Эта мысль ушла так же быстро, как и пришла. О подрастающем поколении и проблемах молодых специалистов? Скучно. А вот интересно поговорить, что такое сегодня женщина-лидер, руководитель, босс, если хотите.

КАКОВ же портрет идеальной женщины-руководителя? Его «нарисовали» американские доктора Маргарет Хеннинг и Анн Жарден. Яркая личность, женственна, нежестока и нехолодна, интеллектуально и физически активна, решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других. Она готова рисковать, целеустремленна, уверена в себе, достойно реагирует на критику. Умеет переключаться с роли руководителя на другую — мать, жена, уверена в понимании и поддержке со стороны мужа и детей.

Удивительно, но факт: такая женщина сидит передо мной. Директор «Озерицкий-Агро» Нина Железнова награждена медалью «За трудовые заслуги», Грамотой Совета Министров Республики Беларусь, имеет диплом лауреата ВДНХ СССР, в 2010 году была номинанткой конкурса «Женщина года». А недавно на главном женском конкурсе получила это гордое звание «За вклад в возрождение села». Хозяйство, которым руководит Нина Викентьевна, одно из лучших в области.

Размещено оно на более чем 9 тысячах гектаров земли  возле легендарного символа Победы — Кургана Славы. Это не только крупнейшее валообразующее сельхозпредприятие. Оно — визитная карточка страны. Ежегодно множество делегаций из ближнего и дальнего зарубежья посещают «Озерицкий-Агро», чтобы обогатиться опытом, познакомиться с ведением производства в молочном животноводстве, овощеводстве, картофелеводстве, агротуризме. По мнению Нины Викентьевны, имидж страны, ее лицо создают не только выдающиеся, талантливые личности в науке, спорте, культуре, но и ухоженные  поля и фермы, добротные дома крестьян.

Руководителем работает более 10 лет, «прошла» три серьезных сельхозпредприятия.

— И все они достались настолько сложные, что если бы мне кто-то раньше сказал, я бы не поверила, что смогу выдержать и справиться, — откровенно делится директор. — Женщина-лидер — это ответственность за взятое дело, за достоинство и имидж женщины вообще. Ей очень важно расставить приоритеты истинных и сопутствующих жизненных ценностей. Потому как статус матери, родительницы, берегини никто никогда не отменит и не подменит. Милосердие и строгость, щедрость и бережливость, умение превращать «не хочу» в «надо», чувствовать то, о чем молчат, не реагировать на то, о чем болтают. Для нас «надо» — олицетворение свободы в своих делах, мыслях, судьбе. А еще очень важно понять, как вы относитесь к деньгам. Сила, слава, успех, благополучие, милосердие, доброта, щедрость — все это деньги. Что в них видит конкретный человек, зависит только от него. В погоне за деньгами многие забывают о жизненных ценностях, а ведь они гораздо важнее. Кстати, конкурс, организованный Белорусским союзом женщин, и создан для того, чтобы показать, какие у нас замечательные матери, успешные руководители, неравнодушные к проблемам. Конечно, сельским женщинам гораздо сложнее, чем городским. Но у них всегда есть силы на работу, хозяйство и семью. Ни за что не променяю деревню на город, другой жизни себе не представляю. Деревня — моя душа.

— Принято считать, что власть, а должность руководителя подразумевает ее, человека портит. Так ли это?

— Это зависит от человека. Учитывая то, что я так растворяюсь в крестьянском деле, так люблю этих людей, наших селян, хлеборобов, что само слово власть в голове не укладывается! Здесь ты не можешь быть испорченным ею. Я сама от этой земли. Поэтому и профессию агронома выбрала. Как же иначе, я — дочка, внучка и правнучка трудолюбивых, рачительных крестьян. Этот труд близок мне с детства. Любовь к земле досталась от отца, человека мудрого, трудолюбивого, добрейшего. Другого такого в мире нет.

Слушая Нину Викентьевну, я невольно вспомнила одну любопытную вещь. Психологи отдают предпочтение руководителям-женщинам. Почему? Они утверждают, что женщины умеют думать сразу о нескольких делах и одновременно составлять планы на будущее, тогда как мужчины способны сконцентрироваться на одном вопросе. Женщины-руководители более коммуникабельны, им свойственно доверительное поведение. Они лучше выполняют организационные и плановые функции, быстрее приспосабливаются к изменению условий. Что особенно интересно из подмеченного психологами: мужчины-руководители привыкли к иерархии «начальник — подчиненный», а женщины стремятся к партнерскому взаимодействию.

— Неужели каждый день и час удается сохранять выдержку и быть со всеми доброжелательной?

— Стараюсь вести себя со всеми ровно и открыто. Иногда может включиться «стервозность», но только в определенных случаях. Никогда не потерплю пренебрежительного и тем более уничижительного отношения к селу и к его людям. Горжусь тем, что я колхозница. И хочу, чтобы жители деревень и сел были самодостаточными и гордыми за свое дело и свою землю. Иногда, конечно, портится настроение, портится, наверное, и характер. Но это, скорее, своего рода самооборона. Если кто-то грубит или незаслуженно что-то выговаривает — молчать и мило улыбаться я не буду, — говорит собеседница и, умолкая, задумывается.

А задуматься есть над чем. Странное у нас отношение к чужому успеху. Многие убеждены, что он достигается не трудами, а стартовыми преимуществами. Хотя большинство успешных людей добиваются результатов все-таки собственными талантом и усилиями. Почему же успех для некоторых окрашен в холодные цвета? Мы пока не очень-то привыкли к этому слову. Нам понятнее термин «достижение». Причем обычно достижение становится фактом после его признания высоким начальством. Противостояние производственника и, как говорит Нина Викентьевна, «портфельщика» старо как мир. Считает ли себя успешной Нина Железнова?

— Конечно, и счастливой, и успешной. И все-таки стартовый капитал у меня был мощный. Родилась в семье, в роду, где трудолюбие и работоспособность были главным достоинством человека, лучшим украшением — улыбка, большой добродетелью — умение простить другого. А любовь и уважение к старшим, забота о младших — закон. Замужем 33 года. Муж, Олег Анатольевич, — любимый человек, друг, коллега, оппонент и соратник, поддержка на всех  жизненных путях. У нас трое успешных, красивых и добрых сыновей. Мама мужа, Анна Григорьевна, жены сыновей Инна и Вероника, две внучки — наша дружная женская диаспора.

Жизнь сложилась так, как сложилась. Иногда едешь на работу и думаешь, жизнь практически прожита, 34 года рабочего стажа. У нас с мужем органичная работа, которую мы знаем и любим, понимаем и ценим. Живем, работаем, помогаем друг другу. Раз тебе Бог дал это, значит, так надо было. И может быть, не мне и не моим детям. Может быть, тем, которые родятся через несколько поколений. Три наших хлопчика выросли. На всех в декретном отпуске была только четыре года. Первый — студенческий ребенок: учились и растили. Никто никогда не думал о каких-то социальных условиях или бытовых удобствах. Какие там условия? Работа в полном смысле от темна до темна, домашнее хозяйство, дети, родители. При этом надо хорошо выглядеть, доглядеть мужа, чтобы он чувствовал себя уверенно, чтобы дети росли без комплексов и самостоятельными. Так должно быть. Женщины, как светлячки, которые освещают дорогу и ведут по жизни. Смущает одно: кажется, многое недоделала. Хотя результат от работы, конечно, есть.

К женщине-руководителю многие относятся скептически. Многие просто завидуют. И в основном, как ни странно, мужчины. Кое-кто считает, что она стала руководителем или благодаря кому-то, или вопреки чему-то.

ЧУВСТВОВАЛОСЬ в разговоре, что волнует директора сельхозпредприятия тема, касающаяся всех руководителей, — юридическая и правовая незащищенность. Кстати, об этом мне не раз говорили мужчины-директора, но… без диктофона. Сегодня в АПК немало толковых молодых специалистов, которые справились бы с ответственной руководящей работой. Беда только в том, что он и справился бы, но незащищенность может просто уничтожить или напрочь отбить охоту работать. Не потому ли наш руководящий состав в немалой степени стареющий, нестабильный, безынициативный?

Руководитель не должен постоянно оглядываться, если у него нет злого умысла. Разве секрет, к примеру, что когда срочно нужны удобрения, топливо, идешь на все, чтобы срочно найти необходимое? Любыми путями. Иначе потом с тебя же бесконечные проверяющие и спросят, почему вовремя не посеял, не подоил, не накосил. И никакому «портфельщику» неинтересны твои объективные причины.

Жизнь на селе меняется, производство развивается, строятся суперсовременные комплексы, а специалисты нередко — со старым 30-летним багажом. Сегодня, по мнению Нины Железновой, и на селе нужны так называемые топ-менеджеры. Мощное производство, каким по праву считается АПК, в них очень нуждается.

Железнова в этом просто уверена. Потому что сама она — именно из таких.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter