Горючая тема

Парадоксы топливного рынка

Парадоксы топливного рынка


Что происходит с «дизелем»? Этот вопрос задают не только автомобилисты, но и все, кто мало–мальски интересуется экономикой. Как объяснить тот парадокс, что цены на дизельное топливо догоняют бензиновые? А–76 сегодня продают на заправках по 1.850 рублей. «Дизель» стоит 2.190, немногим дешевле 92–го бензина. Более того, «солярка» стала едва ли не дефицитным товаром. Концерн «Белнефтехим» довел до всех АЗС официальное указание: не отпускать за наличный расчет более 100 литров дизтоплива в одни руки, а точнее, в один бак. В концерне объясняют: мера принята, чтобы предотвратить вывоз топлива в сопредельные страны, прежде всего в Украину, с которой у нас безвизовый режим. Правда, с трудом верится, что установленный лимит сдержит потенциальных «фарцовщиков», так как ничего не мешает с одной заправки переехать на другую. Но то, что проблема вывоза топлива существует, — факт.


Вчера я открыл один из украинских сайтов, оперативно обновляющих информацию о ценах на АЗС. И, мягко говоря, впечатлился. Так сложилось, что многие годы бензин и «дизель» в Украине стоили дешевле, чем у нас. Но ситуация на топливном рынке соседей круто изменилась. В переводе на нашу валюту средняя цена литра АИ–92 на заправках Украины — 2.880 рублей, АИ–95 — 2.981. «Дизель» продается по... 3.207 рублей — полтора доллара!


Метаморфоза произошла и на АЗС России. В Брянске, например, АИ–92 стоит 23 российских рубля. «Солярка» почти на рубль дороже. Похожая ситуация на заправках Москвы. А на Камчатке дизтопливо стоит примерно так же, как и в Украине. При этом российские эксперты в своих комментариях ссылаются на общемировую тенденцию подорожания «дизеля».


Можно ли объяснить это подорожание логически? Известно, что весомую долю в цене топлива занимают налоги. Я поинтересовался в Минфине действующими акцизными ставками. Оказалось, с 1 июля «акциз» в цене 95–го бензина составляет 1.036 рублей, в 92–м эта величина равна 913 рублям. Самая низкая ставка приходится как раз таки на дизтопливо — всего 587 рублей. Посмотрим на вопрос с другой стороны. Даже стажер с НПЗ скажет вам, что себестоимость производства «дизеля» была и остается существенно ниже по сравнению с высокооктановыми продуктами.


Так почему же он обгоняет бензин?


Похоже, здесь как раз тот случай, когда экономику определяют не формулы и коэффициенты, а психология. Баррель нефти на мировых рынках с 2000 года пошел на взлет. Кривая нефтяных цен в конце каждого года достигала отметки гораздо выше предыдущей. Главным следствием этого стало глобальное подорожание бензина. Многие водители стали отдавать предпочтение автомобилям с дизельными двигателями. Спрос на этот вид топлива пошел в гору, и, судя по всему, нефтяные компании решили «снимать пенки»... Зарубежные экономисты называют и другой фактор, который помогает нефтепереработчикам получать на «дизеле» рекордную рентабельность. Это рост доходов аграриев, достигнутый на волне продовольственного бума. Сельхозтехника, как известно, работает в основном на «солярке». И сейчас агропроизводители стали, если можно так выразиться, своеобразными заложниками нефтетрейдеров.


К слову, как отразится резкий рост цен на «дизель» на наших хозяйствах? Ведь скоро уборочная. В Минсельхозпроде меня заверили, что форс–мажора не произойдет. Разрабатываются компенсационные механизмы. «В любом случае комбайны и машины выйдут в поле. Хлеб стоять не будет», — подытожили в министерстве.


Водителям же о компенсационных мерах стоит подумать самостоятельно. Показательна в этом смысле ситуация в автоцентрах США. Мощные, но прожорливые джипы и пикапы, кажется, рискуют превратиться в «складские запасы». Зато экономичные «смарты» расходятся сейчас, как горячие пирожки. Это при том, что цены на тамошних АЗС сопоставимы с нашими.


Впрочем, в потребительских предпочтениях много иррационального. В Турции, например, литр бензина и дизтоплива стоит дороже 3 долларов. Но могу вам засвидетельствовать, что водителей, предпочитающих малолитражкам крутые «Ленд–Крузеры», там не так уж мало.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter