Какой должна быть налоговая политика

Горючая смесь

Такой уличной вакханалии страна любви и романтики не припомнит давно. Толпы негодующих французов в желтых жилетах блокировали дороги и автозаправки, жгли автомобили и покрышки, громили магазины и кафе на Елисейских полях. Не пожалели даже Триумфальную арку, разрисовав и расписав ее лозунгами с требованием отставки властей. Бунтовщиков не могли остановить ни слезоточивый газ, ни резиновые пули и водометы. Подобного хаоса в Париже не было, наверное, с печального для Франции 1968 года.


Массовые протесты начались еще в середине ноября. Спусковым крючком для всплеска народного недовольства стал рост цен на бензин и дизельное топливо. Манифестанты в желтых жилетах (непременный атрибут для каждого водителя) категорически не согласны с решением правительства увеличить в 2019 году налог на дизель на 6,5 процента, на бензин — на 2,9 процента. Это при том, что за последний год стоимость самого популярного в стране дизтоплива и так выросла почти на четверть — до 1,51 евро за литр.

Власти объясняют повышение налогов на топливо заботой об окружающей среде. Мол, такие меры должны стимулировать водителей пересаживаться на гибридные и электромобили. Однако оппозиция и сами граждане считают, что истинная цель правительства — залатать дыры в бюджете, возникшие вследствие налоговых послаблений для бизнеса и инвесторов.

Между тем газета Le Parisien подсчитала, что средняя французская семья, у которой есть один автомобиль, в этом году стала платить за топливо на 250—350 евро больше. Эта сумма даже в годовом исчислении совсем не пустяк для большинства французов. Добавьте к этому рост цены на мазут, которым отапливаются почти 4 миллиона домов во Франции, увеличение с начала года социального налога на пенсии (есть и такой у французов) и отмену некоторых социальных льгот и пособий. В итоге движение “желтых жилетов” очень быстро приобрело антиправительственный характер. Демонстранты признаются, что им не хватает зарплаты до конца месяца, потому что они платят слишком много налогов. 


Между прочим, Франция считается страной с одной из самых жестких налоговых систем. Как тут не вспомнить скандальную инициативу предыдущего президента Франсуа Олланда ввести налог для богатых — 75 процентов на доход более одного миллиона евро в год. Свое предвыборное обещание на радость большинству рядовых сограждан Олланд сдержал. Но в итоге громкая идея с треском провалилась. Новый налог просуществовал недолго, а ожидаемых результатов не принес. Ведь большинство богачей просто бежали из страны, чтобы сохранить свои деньги. Среди них и знаменитый актер Жерар Депардье.

Главная особенность налога на доходы во Франции в том, что для его расчета берется не конкретное физическое лицо, а домохозяйство. Одинокие люди считаются семьей из одного человека. И для расчета налогов для них применяется коэффициент 1. Если в семье муж и жена, то коэффициент будет 2. Супруги с одним ребенком — коэффициент 2,5 и так далее. Общая сумма доходов делится на этот коэффициент, и уже из нее рассчитывают налог по ставке. То есть во Франции очень невыгодно быть холостым и бездетным. Налоги будут максимально высокими. Чем больше в семье детей — тем налог ниже. 

Кроме того, величину налогооблагаемой базы и сумму налога можно уменьшить и другими способами. Например, вычеты можно получить, если делать благотворительные взносы или инвестировать в средний и малый бизнес, платить за обучение детей в детсадах и школах, содержать недееспособных родственников или тратить на покупку энергосберегающих приборов в доме.

“Желтые жилеты” хотят более радикальных шагов. Они требуют отказаться от повышения налогов и сборов, а также увеличить минимальный размер оплаты труда, сокращения госрасходов на чиновников и ужесточения контроля за нелегальной миграцией. Вот что написала по этому поводу The New York Times: “Те, кто не принадлежит к элите, жалуются, что им приходится платить за то, что Макрон делает Францию более капиталистической, забыв о принципах равенства и братства”.

Конечно, вряд ли найдутся страны, граждане которых были бы в полной мере удовлетворены налоговой системой. Критики в пылу спора довольно часто прибегают к аргументам типа “чиновники снова хотят залезть в наши карманы”. Но при этом все хотят иметь бесплатную и доступную медицину, образование, высокие зарплаты и пенсии, хорошие дороги, жилье, гарантии безопасности. Учитывая интересы людей и бизнеса, важно не оголить бюджет государства. Как найти баланс в этом вопросе?

Понятно, что слепое копирование чужого опыта здесь не подходит. Сегодня в Беларуси налоговая нагрузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты составляет примерно 25 процентов (в них и подоходный налог, и налог на прибыль, на имущество, акцизы). Проще говоря, государство “забирает” в бюджет у предприятий, физлиц четверть заработанных доходов. Еще 10 лет назад эта цифра была 35 процентов. Если сравнивать с другими странами, то меньше, чем у нас, налоговая нагрузка в США, Японии, Китае. В то же время в Германии, Франции, Дании, Швеции она значительно выше.

Кроме собственно налоговых платежей, предприятия еще производят отчисления в Фонд соцзащиты. Они составляют сегодня 34 процента от заработной платы, но граждане перечисляют только один процент. Остальное берет на себя наниматель.

— Проблема не в том, что налоговые отчисления высоки, а в том, что сложно их снизить, — объяснил мне депутат Палаты представителей Национального собрания Валерий Бороденя. — Потому что все эти деньги формируют базу для финансирования пакета социальных услуг. Можно спорить о его содержании, но я думаю, что нам есть чем гордиться. Система дошкольного, среднего образования, медицинское обслуживание в Беларуси не самые худшие в мире, а по многим показателям в числе лучших. Если же, например, социальные выплаты переложить с плеч нанимателя на плечи работника, то нам с вами придется расставаться с половиной зарплаты (подоходный плюс 34 процента взносов в Фонд соцзащиты). Готовы ли к этому люди? Вряд ли.

Не существует единого мнения и по поводу размера подоходного налога. Например, в мире есть счастливчики, которые вообще не платят налога на доходы. Но это жители богатых нефтедобывающих стран (ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт) и они могут себе такое позволить. В то же время в большинстве развитых стран действует прогрессивная ставка подоходного налога. Доктор экономических наук, профессор Елена Киреева говорит, что прогрессивная шкала налогообложения очень тяжело администрируется: 

— К тому же, чем больше ставки, тем больше человек будет стремиться скрыть свои доходы, уйти “в тень”. Переход на плоскую шкалу позволил уменьшить долю теневой экономики. Кроме того, в нашей стране нет ярко выраженного расслоения общества по доходам и нет такого количества миллиардеров, как в России, США или Китае. Стало быть, не имеет смысла устанавливать разные ставки подоходного налога.


На предложения либеральных экономистов провести налоговую амнистию Валерий Бороденя ответил так: 

— Амнистия капитала более актуальна для тех стран, откуда деньги выводятся в больших объемах. У нас, как и в любом государстве, есть “серый” оборот, но это абсолютно не означает, что если мы сегодня объявим амнистию капитала, то завтра все зарплаты выйдут из “тени”. Налоговая амнистия этого вопроса не решит. В Беларуси вовлечь средства в легальный оборот можно без всякой амнистии. Надо повышать налоговую и в целом правовую культуру в обществе. И, конечно, упрощать налоговое администрирование. 

На это направлен и новый Налоговый кодекс. По словам депутата, впервые Правительство отрабатывало этот документ вместе с бизнес-сообществом.

— Мы очень существенно сблизили налоговый учет и бухгалтерский, — разъяснил основные новации Валерий Бороденя. — То есть работы у бухгалтера станет гораздо меньше, можно будет платить налоги на основе бухучета. Расширяется сфера применения упрощенной системы налогообложения. В пользу бизнеса корректируются механизмы наложения штрафов и пеней. Пеня не может превышать самого штрафа. Совершенствуется налоговое администрирование. Все это должно способствовать улучшению позиций Беларуси по разделу “Налогообложение” в рейтинге Всемирного банка “Ведение бизнеса” и повышению инвестиционной привлекательности нашей страны.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter