Если бензин подорожает – что вырастет в цене вслед за ним?

Горючая реакция

Автомобилисты напряглись в ожидании роста цен на топливо, которое сегодня у нас одно из самых дешевых в Европе. Несмотря на то что дата и размер повышения не анонсируются, в концерне «Белнефтехим» уже несколько раз намекали: необходимость пересмотра розничной стоимости нефтепродуктов на АЗС назрела. Идти на такие шаги не очень-то и хотелось бы. Удорожание бензина или дизельного топлива обычно провоцирует рост цен и тарифов на большинство товаров и услуг. Представим себе гипотетическую ситуацию: бензин подорожал — что еще может вырасти в цене вслед за ним? 

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

В интервью «Р» председатель концерна Игорь Ляшенко весьма подробно объяснял, почему для выхода наших НПЗ на безубыточную работу требуется поэтапное увеличение розничных цен на автомобильное топливо. Следует напомнить, что последний раз цифры на табло заправок страны менялись два года назад: 13 января 2015 года топливо подорожало на 4,7%. Первыми это ощутили на своем кошельке владельцы автомобилей, затем транспортники. После чего повысилась себестоимость ряда товаров, что прочувствовали и простые потребители.

Городской транспорт


Удельный вес горючего в пассажирских перевозках довольно высокий. По словам директора ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерия Шкуратова, в структуре расходов автобусных перевозок доля топлива составляет 24,5%:

— Если говорить об эффективности транспортного комплекса, то с ростом цены на топливо убытки, безусловно, существенно вырастут. Автобусы, например, ездят только на дизеле… Окупаемость перевозок сегодня и так на уровне 40%, все остальное дотируется из бюджета. Если топливо подорожает, расходы наши возрастут, и чем они будут покрываться, пока неизвестно: или за счет пассажиров, или придется изыскивать дополнительные средства в бюджете. Но мы решение о повышении тарифов не принимаем. Эти вопросы регулирует Министерство антимонопольного развития и торговли (МАРТ).

В пресс-службе МАРТ рассказали: если перевозчик хочет повысить тарифы, в заявлении необходимо представить полное экономическое обоснование такого шага. Только после этого заявление коллегиально рассмотрят. 

Билеты на поезда


— Между ростом тарифов на проезд и повышением стоимости топлива нет прямой зависимости: если топливо подорожает, скажем, на 10%, говорить о том, что стоимость проезда вырастет на такую же величину, неправильно, — уверяет заместитель начальника пассажирской службы БелЖД Андрей Кашко. — Но косвенно рост любой составляющей перевозочного процесса влияет на себестоимость перевозки. Хотя в каждом конкретном случае и направлении это будут совершенно разные цифры, здесь надо все точно высчитывать. Если мы говорим о внутригосударственных тарифах, я сомневаюсь, что прямой реакцией на повышение топлива сразу станет рост цен на билеты. Хотя уже сегодня мы возим людей в убыток: окупаемость перевозок по отдельным направлениям всего лишь 17,1%. 

Напомним, в конце прошлого года в БелЖД рассказали о том, что сейчас МАРТ рассматривает предложение железнодорожников повысить тарифы на внутриреспубликанские пассажирские перевозки, стоимость которых не изменялась с конца декабря 2015-го. 

Грузоперевозки 


Заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) Николай Верховец не скрывает, что гипотетическое подорожание топлива вызовет дополнительные расходы, рост себестоимости и, как следствие, повышение цен на услуги:

— Это было бы тяжело. Белорусские компании, чтобы конкурировать с литовскими, польскими или российскими коллегами, на одну и ту же перевозку вынуждены будут заявлять более высокий фрахт, чем соседи. Если заказчик — владелец груза — выбирает, услугами какого перевозчика воспользоваться, он смотрит на цену. А если она у нас будет выше, клиент предпочтет предложение конкурентов. Сегодня у компаний нет никаких резервов, чтобы нивелировать топливные издержки: все возможности перевозчики уже максимально использовали для того, чтобы своевременно рассчитаться за кредиты, которые пошли на обновление автопарка. 

По словам эксперта, с точки зрения качества грузоперевозок наши компании сегодня впереди. А вот по ценовому фактору мы пока проигрываем: чтобы иметь рентабельность 2—3%, уже необходимо поднимать стоимость фрахта. В одной из компаний «Р» рассказали, что если поднимутся цены на топливо, водители большегрузов будут искать возможность заправляться за пределами страны, где стоимость нефтепродуктов на АЗС ниже: «В Беларуси будем заправляться под обрез, чтобы можно было доехать, например, до России, где можно залить бак по полной. Если цена топлива вырастет, условно говоря, на 10—15%, на столько же повысим стоимость и перевозок». 

Промышленные и продовольственные товары


По разным оценкам, доля топлива в себестоимости товаров и услуг составляет 15—30%. В случаях, когда груз доставляется на дальние расстояния и крупными партиями, цифра будет ниже. 

Сопредседатель Ассоциации розничных сетей Сергей Смольский подтверждает: 

— Транспортные расходы заложены абсолютно в любые товары, поэтому повышение цен на топливо неизбежно влечет за собой рост их себестоимости. Соответственно, по более высоким ценам они попадают в розницу, где становятся еще дороже. Избежать этого невозможно, это нормальная калькуляция. Если топливные расходы не закладывать в себестоимость, будет падать рентабельность.

По мнению специалиста, на внутреннем рынке производители не ощутят больших встрясок, а вот экспортерам придется сложнее: конкурентоспособность продукции может снизиться. Говорить о том, что может подорожать больше — продовольствие или промышленная группа, — Сергей Смольский не берется. Но приводит такой пример: цепочка использования топлива при производстве сельскохозяйственной продукции длиннее, чем в других отраслях. 

— У ретейла сегодня остаются какие-нибудь рычаги, чтобы нивелировать рост цен?

— Нужно понимать, что торговля полностью зависит от платежеспособности населения. Сейчас падает и торговый оборот, и рентабельность продаж. При той конкуренции, которая сейчас закладывалась в рознице, достаточно сложно будет нивелировать все эти процессы: выходить на убытки никому не хочется. 

А КАК У НИХ

Украина

В последние дни ушедшего года здесь росли цены на топливо, тенденция продолжилась и в первых числах января: в среднем литр бензина и дизеля подорожал на 1—2 гривны (примерно на 4—8%). При этом средняя стоимость бензина марки А-98 превысила стоимость доллара. 

По мнению украинских экономистов, уже к марту цены на грузоперевозки из-за удорожания топлива могут вырасти на 20%, после чего по цепочке стройматериалы, мебель и другие промтовары подорожают примерно на 5%, пассажирские перевозки — на 10%. Проезд в поездах может повыситься на 20—35%. 

Россия

В новом году здесь будет наблюдаться рост акцизов на топливо, что в итоге увеличит и цены на бензин. Эксперты полагают, что рост стоимости топлива не превысит фактическую или прогнозную инфляцию, которая запланирована на уровне 5—6%.

konoga@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter