Горячий тур, на котором можно обжечься

Туры в Египет стремительно дешевеют, а египетские хотельеры убеждают весь мир, будто напряженная обстановка в стране никак не скажется на туристах...
Туры в Египет стремительно дешевеют, а египетские хотельеры убеждают весь мир, будто напряженная обстановка в стране никак не скажется на туристах. Тем не менее белорусское Министерство спорта и туризма еще 15 августа выступило с официальным заявлением, в котором туркомпаниям рекомендовано не продавать поездки в Египет, а гражданам — воздержаться от отдыха в этой стране.

Понятно, что люди отказываются от путешествий туда, где становится небезопасно. Даже если билеты уже в кармане. Приличные туроператоры либо возвращают клиентам деньги, либо предлагают отправиться на другой курорт. Однако белорусские туристы, купившие путевки в Египет, оказались в непростой ситуации: за отказ от тура агентства угрожали им штрафными санкциями. Заместитель директора департамента по туризму Минспорта Андрей Мартынов привел такую цифру:

— С 15 августа к нам за помощью обратились не менее 100 человек. Всех волновало одно: как отказаться от приобретенного тура, если компания говорит о штрафах?

Семья минчанина Даниила Цитовича купила тур в Хургаду 6 августа:

— Накануне в офисе фирмы нас убеждали, что туристам на курорте бояться нечего. Но буквально за день, наслушавшись об ужасах, что там творятся, решили не рисковать и стали звонить в компанию, где покупали путевку. Но ни один из указанных в договоре телефонов не отвечал. Офис оказался закрытым. Тогда мы обратились в департамент по туризму Минспорта. Андрей Мартынов консультировал каждый наш шаг. Для начала по его рекомендации обратились в «Белавиа», чтобы зафиксировать отказ от полета согласно Воздушному кодексу и Авиационным правилам воздушных перевозок. Но там ответили, что вопрос решить не могут, так как речь идет о чартере. Заявление с отказом мы все же оставили в офисе авиакомпании.

Выяснилось и вот еще что. Как правило, при поездке за рубеж выдается ваучер на заселение. Путевку Даниил купил у агента, а тур согласно этому ваучеру сформирован компанией Tez Tour. Замдиректора департамента разъясняет:
— В договоре это должно быть прописано. Однако представители туроператора ответили семье, что с физлицами они не работают, а компания, продавшая путевку, не является уполномоченным агентством Tez Tour. Каким же образом ваучер был выписан в агентстве, реализовавшем этот тур? И кто выписывал авиабилеты для туристов? Согласно правилам обеспечения воздушных перевозок запрещается заключение договора перевозки пассажира и багажа юридическими лицами, не имеющими соответствующего сертификата. Большой вопрос, есть ли такой сертификат у туристического агентства.



В итоге Даниил по почте заказным письмом отправил в компанию заявление о расторжении договора. И только после этого диалог двух сторон возобновился. Благодаря настойчивости клиента и помощи специалистов Минспорта семье предложили отдохнуть уже в Турции, без каких–либо доплат. Но сколько нервов это стоило!

По словам Андрея Мартынова, в подобных ситуациях белорусские туристы имеют право и должны требовать расторжения договора оказания туристических услуг (ст. 421 Гражданского кодекса). Все, что не предусмотрено типовым договором и ухудшает правовое положение туриста, по сути, не имеет юридической силы, подчеркивает мой собеседник:

— Почему–то турфирмы периодически пытаются переработать документ в свою пользу. Отдыхающего же это ни к чему не обязывает. Кстати, в России за включение в договор с туристом каких–либо штрафных санкций предусмотрена административная ответственность.

Поэтому, как бы банально это ни звучало, прежде, чем подписывать договор, не помешает внимательно его изучить. Если отдаете деньги, потребуйте чек, не стоит верить каким–то непонятным штампикам на документах.

Кроме того, считает А.Мартынов, назревает очевидная необходимость введения страхования гражданско–правовой ответственности туристических компаний, а также обязательного страхования расходов туриста в случае отказа от поездки. Например, в Польше к любому договору оказания выездных туруслуг прикладывается пять обязательных страховок. В Беларуси это дело пока добровольное.

Андрей Мартынов признается, что сейчас сложнее всего с украинскими туристическими компаниями:

— К сожалению, они не так охотно решают вопросы отказа или перебронировки для наших граждан. С Российской Федерацией таких проблем нет. Во всяком случае, о них туристы не сообщают. Но лучше проблему предупредить, чем потом горевать о последствиях.

Своих туристов уже эвакуируют Финляндия, Япония, Таиланд, Азербайджан, Франция... Как писали польские СМИ, когда их отдыхающие пытались вернуться из Шарм–эль–Шейха, им не удалось добраться до аэропорта. Пришлось вернуться в гостиницу.

Посольство Республики Беларусь в Египте продолжает вести консульский прием граждан. Телефоны консульской службы посольства: 

(+20 2) 3338 95 45, 3749 91 71, моб. (+20 122) 220 52 60.

Советская Белоруссия №156 (24293). Четверг, 22 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter