История одной фотографии художника Леонида Щемелева

Горячий шепот

Белорусского художника Леонида Щемелева знают даже люди, далекие от искусства. Ему 94 года! Его картины давно стали хрестоматийными. Они в постоянной экспозиции Национального художественного музея, в именной галерее мастера, в собраниях коллекционеров. Они украшают дома, квартиры и офисы. Они рассеяны по всему миру, есть на всех континентах. Может, только в Антарктиде их нет, да и то это под вопросом.


Девяносто четыре года, а художник почти каждый день приходит в мастерскую и продолжает писать. Невероятная работоспособность!

Ни один белорусский художник не написал столько портретов своей жены. Она с цветами, с детьми, у окна, в саду, в парке, дома... Она с внуками. Я люблю эти портреты. Знаком со Светланой Николаевной. Она преподавала физику в художественном училище и была, как тогда говорили, классным руководителем нашей группы. Когда она рассказывала урок, мы смотрели на нее глазами ее мужа — художника Леонида Щемелева.


После занятий шли на выставку, а там опять Светлана Николаевна. Стоит у окна с букетом в руках или обнаженная лежит... Магия тех холстов действовала наркотически.

Но я вот о чем хочу сказать. У каждого художника есть муза, а есть ангел–хранитель. Очень редко бывает, что это одно лицо. Леониду Щемелеву повезло. За его спиной, рядом с ним уже почти полвека жена, подруга, муза и ангел–хранитель.

Когда их вижу — улыбаюсь, по–доброму завидую, восхищаюсь. Красивые люди! Очень!

Однажды в 1974–м Светлана Николаевна пригласила Леонида Щемелева в училище на урок поговорить об искусстве. На том уроке произошел казус. Мой приятель показал знаменитую скульптуру Марка Шагала «Поцелуй», которая нам нравилась. Леонид Щемелев поморщился, глянул на жену, и сказал, что эта работа ему не по душе, а вот памятник Веры Мухиной «Рабочий и крестьянка» — очень даже. Эту исполинскую железную скульптуру он считает великолепной. Наша классная часто задышала, на щеках выступил румянец. Она подошла к мужу и что–то прошептала. Я сидел близко и те слова услышал: «Ну зачем ты так... Лучше ведь целоваться, чем...» Щемелев немного смутился и кивнул. Последние слова фразы были произнесены совсем тихо, я не расслышал. Может, она сказала, что целоваться лучше, чем воевать, чем спорить, чем пить водку, чем...
С тех пор прошло много времени, но иногда вспоминаю тот горячий шепот молодой женщины, ее блестящие глаза — и придумываю продолжение фразы. Думаю, что в ней то, что помогает художнику работать, что его вдохновляет, ведет в мастерскую, заставляет брать в руки кисти. Много лет подряд, каждый день.

На фотографии Евгения Коктыша Леонид Щемелев со своей музой, ангелом–хранителем и женой.

ladzimir@источник

Советская Белоруссия № 24 (25159). Суббота, 4 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter