Горячие. Золотые. Наши

«СВ» рассказывает о самых примечательных достижениях России и Беларуси на предыдущих Олимпийских играх
Ледовое побоище


Навыки в стрельбе помогли Николаю Панину-Коломенкину во время войны, когда он готовил партизан

Россия пропустила первые три Олимпиады современности, да и на Играх 1908 года в Лондоне российская сборная оказалась очень малочисленной – всего пять атлетов. Зато результаты порадовали, ведь трое олимпийцев вернулись домой с медалями. Тогда, кстати, разделения на летние и зимние Игры не было, так что фигуристы и пловцы выступали одновременно.

Первое золото добыл фигурист Николай Панин-Коломенкин, причем далось оно в очень неравной борьбе. Главным фаворитом в соревнованиях фигуристов был Ульрих Сальхов из Швеции, который уже успел семь раз выиграть чемпионат мира и шесть – первенство Европы. Да к тому же двое из пяти судей сами были шведами, а еще один – другом Сальхова. Неудивительно, что в таких условиях Панин-Коломенкин занял только второе место в обязательном и произвольном катании.

Но в рукаве у россиянина был серьезный козырь. Слава о его программе в специальных фигурах – была в те времена такая отдельная дисциплина – шла впереди спортсмена. Судьи даже считали, что исполнить эти пируэты невозможно. А швед Сальхов, чтобы не проигрывать россиянину, просто снялся с соревнований, которые закончились триумфом Панина-Коломенкина.

Через четыре года он снова поехал на Олимпиаду, только выступал в обычной обуви и с пистолетом – ­спортсмен сменил фигурное катание на стрельбу. Вышло, правда, не очень удачно: девятое место в личном зачете и обидное четвертое в командном.

Дорогу к победе закрыли шаровары


В школьные годы будущий рекордсмен Михаил Кривоносов мечтал о дальних плаваниях, но не смог поступить в морское училище

Первая медаль в истории БССР принадлежит метателю молота Михаилу Кривоносову. Советскую команду допустили до игр только в 1952 году. Если бы это случилось раньше, Кривоносов наверняка завоевал бы не одну награду. Ведь несколько лет он был лидером в метании молота, шесть раз обновив за это время мировой рекорд.

Но к Олимпиаде в Хельсинки у него вырос серьезный конкурент в лице американца Гарольда Конноли. В противостоянии двух титанов и была главная интрига сектора по метанию молота. В своей лучшей попытке американец послал снаряд на шестнадцать сантиметров дальше, чем советский спортсмен. Но последнее слово оставалось за Кривоносовым. Он метнул молот очень сильно, но судьи углядели нарушение – спортсмен вышел за пределы круга. Советская делегация попыталась объяснить, что атлет просто запутался в широких штанах, в которых тогда выступали метатели молота, и оступился. Но рефери остались непреклонны – золото ушло американцу.

Михаил Кривоносов горел желанием отыграться на следующей Олимпиаде, но помешала травма. Тренировки были настолько интенсивными, что организм спортсмена не выдержал нагрузок.

Пять ребер за медаль


Вся жизнь Кароля Руммеля была связана с лошадьми. Он любил их рисовать и даже консультировал киношников.

Первая для белорусских спортсменов олимпийская медаль оказалась необычной.­

В 1912 году на Игры в Стокгольм отправились двести спортсменов из Российской империи. Был среди них и ротмистр 14-го драгунского Малороссийского полка Кароль Руммель, родившийся в Гродно. В седле он держался идеально, поэтому великий князь Дмитрий Романов, собиравший команду, взял ротмистра для соревнований по конкуру. Разумеется, вместе с Руммелем в Швецию отправился и его конь Зяблик.

Только вот он подвел своего хозяина. Руммель шел в числе первых, когда на последнем препятствии конь задел копытом барьер. Мало того что выступление оказалось испорчено, так еще Зяблик очень неудачно упал, придавив своего наездника. Несмотря на дикую боль, Руммель поднялся обратно в седло, чтобы финишировать. И только после того как закончил дистанцию, упал в обморок. Его отправили в больницу, где выяснилось, что при падении спортсмен сломал сразу пять ребер.

За соревнованиями по конкуру наблюдал король Швеции Густав V. Он был так поражен стойкостью российского всадника, что приказал отлить для него специальную медаль за мужество. Вручали ее Руммелю в больничной палате.

Это ужасное происшествие в Лиллехаммере не помешало спорстмену продолжить карьеру. Спустя шестнадцать лет на Играх в Амстердаме он даже завоевал бронзовую медаль в командном троеборье. Правда, к тому времени Руммель уже выступал за Польшу.

Рекорд на полвека


Призовые деньги от первой своей Олимпиады знаменитая Латынина потратила на покупку «Волги».

Даже странно, что по биографии Ларисы Латыниной до сих пор не сняли кино. Девятикратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике родилась в довольно бедной семье. Матери, которая воспитывала дочку одна, после того как ее муж погиб в Сталинградской битве, пришлось отдать последние деньги, чтобы устроить Ларису в открывшуюся в родном Херсоне хореографическую студию. Скоро девочка сменила танцы на брусья и бревно – и не прогадала.

На свою первую Олимпиаду в Мельбурне Латынина ехала уже в ранге чемпионки мира. Те игры закончились для нее триумфально: четыре золота, в том числе и медаль абсолютной чемпионки Игр, серебро и бронза. Не менее богатый улов – пять медалей – Латынина привезла с Олимпиады в Риме, а еще четыре года спустя в Токио завоевала уже шесть наград. Долгое время именно Лариса Латынина оставалась самым титулованным в истории соревнований спорт-сменом. Обойти ее удалось только в 2012 году американскому пловцу Майклу Фелпсу.

Наряду со спортивной карьерой, Латынина умудрялась не забывать о семье. В 1985 году она родила дочь Таню, при этом на четвертом месяце беременности выступала на чем­пионате мира в Москве, где стала абсолютной чемпионкой.

После окончания выступлений гимнастка не рассталась со спортом. Десять лет она работала тренером в сборной страны, под ее руководством советские спортсменки привозили медали из Мехико, Мюнхена и Монреаля.

Дмитрий Козуров
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter