Горячие подмостки

В  2008  году  должна  завершиться  реконструкция  Оперного  театра,  а  начаться — Купаловского и  Дворца  спорта  СКА  «Уручье»

В  2008  году  должна  завершиться  реконструкция  Оперного  театра,  а  начаться — Купаловского и  Дворца  спорта  СКА  «Уручье» 

Искусство требует жертв, как творческих, так и нормативно-технических. Если в здании театра, концертного зала или ДК не выполняются элементарные нормы пожарной безопасности, разговор будет коротким: пожертвовать придется и гениальностью постановки, и талантом актеров, и даже купленными билетами. Безопасность зрителей превыше директорских амбиций… Увы, далеко не все руководители с пониманием относятся
к подобным вопросам. В это трудно поверить, но минские спасатели нередко вынуждены дежурить во время премьер. За кулисами стоят бойцы МЧС, готовые в любую минуту эвакуировать из зала зрителей и приступить к тушению пожара. 

Именно так заканчивал сезон 2005 года Национальный театр оперы и балета: у входа – пожарная автоцистерна, за сценой – люди в форме. Меры были адекватны угрозе: в 2003-м состояние Оперного расценивалось как аварийное. Решение о запрещении его эксплуатации инспекторы государственного пожарного надзора вручили дирекции после того, как из 146 пунктов предписания невыполненными остались 118. 

— Говорят, вода камень точит… За 69 лет с момента постройки Оперного театра противопожарные нормы шагнули далеко вперед, сам же объект за это время ни разу капитально не ремонтировался. Итог предугадать нетрудно: устарела пожарная автоматика, до предела износилась высоковольтная подстанция в подвале. Не говоря уже о деревянных перекрытиях между этажами и межкомнатных перегородках, сделанных по принципу дранки. Не дай бог что, сгорели бы, как свечка, — говорит Николай Бычковский, начальник пожарной профилактической части Центрального РОЧС. — В 1991-м из-за  сложности ситуации в театре создали стационарную пожарную часть. Несколько серьезных возгораний нам удалось предупредить… Но когда в фойе отслаивается и падает на голову штукатурка, а своды зрительного зала покрываются сетью зияющих трещин, спасатели помочь бессильны. Нужны строители.  

Решение о реконструкции Совет Министров принял 24 мая 2004 года. Работы начались в конце 2005-го и сейчас идут полным ходом: все должно быть готово уже в декабре. В Оперном сегодня каждый квадратный метр площади меняется на глазах и обретает новое лицо. До полного глянца еще около года напряженной работы, но многие системы пожарной безопасности уже смонтированы. Между тем, что было, и тем, что стало, — технологическая пропасть, которая ширится день ото дня… 

— Проектом предусмотрены автоматическая пожарная сигнализация, современные установки автоматического пожаротушения, системы оповещения и эвакуации при пожаре, а также дымоудаления в коридорах и лестничных клетках, — объясняет Николай Бычковский. – Впервые в Беларуси будут применяться информационные табло, указатели и речевые путеводители, которые позволят зрителям в случае опасности сориентироваться и максимально быстро покинуть здание.                       

Этот пример – не наука другим и не исключение из правил. Это правило, ставшее закономерностью. 2001 год. Непростая ситуация с Белгосфилармонией. Вопросы по объекту возникли еще в 1989-м, к 2001-му положение дел достигло критической отметки: строительные конструкции и электрохозяйство полностью не соответствовали нормам пожарной безопасности. Уговоры, предписания и штрафы действовали, но слабо. Только когда на головы оркестрантов обвалилась часть потолка, все поняли: вскоре крыша может «лечь» целиком… Декабрь 2001-го – приостановка эксплуатации филармонии. 2003—2005 гг.– ее полная и успешная реконструкция. Теперь комар носа не подточит. 

— Всего в столице 17 театров, семь из них – республиканского значения. Постановления о прекращении эксплуатации за эти годы получали многие. Немудрено: часть из них построена 70—100 лет назад, вдобавок — оборудование, отработавшее по несколько нормативных сроков. Есть и другие сложности: многие театры расположены в исторической части города. Поэтому подготовка проектно-сметной документации требует множества согласований и дополнительных затрат, — говорит Дмитрий Дубаневич, начальник отдела надзора и профилактики Минского городского управления МЧС. – В 2004 году принята программа реконструкции и технического переоснащения государственных театров Беларуси на 2004–2010 годы. В нее вошли 24 объекта по всей стране. В том числе и Национальный академический театр имени Янки Купалы. 

Речь о нем зашла не случайно: это старейший белорусский театр, разменявший восьмой десяток. Если говорить о здании, ему скоро исполнится 120… Не будем повторяться: понятно, что годы сделали свое дело. Подтверждением тому – инцидент, не так давно имевший здесь место. Возгорание спровоцировал низковольтный кабель, проложенный от трансформатора к софитному прожектору над сценой. Полтысячи зрителей тогда пришлось срочно выводить из здания. Что дальше? Постановление о приостановке эксплуатации театра выписано  еще в 2004-м году. С тех пор о положении дел систематически уведомляются районная прокуратура и Министерство культуры. 

— Справедливости ради отметим: за это время дирекция Купаловского театра смогла устранить ряд огрехов. Установили автоматическую пожарную сигнализацию, обработали огнезащитными составами деревянные конструкции чердака и сценические декорации, смонтировали систему оповещения, полностью заменили осветительное и звуковое оборудование, — говорит Анатолий Трофимчук, заместитель начальника Ленинского РОЧС. – Но, увы, это по-прежнему не решает проблем капитального характера – таких, например, как отсутствие лестницы для эвакуации с рабочей галереи и колосникового настила или несоответствие пределам огнестойкости несущих конструкций здания. Речь идет о масштабной реконструкции, которая может здесь начаться уже в конце 2008 года. 

— В Минске сегодня насчитывается 1257 объектов с массовым пребыванием людей, но в их числе не только театры, кинозалы и ДК. Это также учебные заведения, гостиницы, детские сады и учреждения здравоохранения. Они всегда были на особом контроле МЧС, но после известного всем пожара в Козловщицком доме-интернате проверки и требования к безопасности стали еще более жесткими, — рассказывает Дмитрий Дубаневич. – Смотрим все: от количества, ширины и отделки путей эвакуации — до водоснабжения и степени огнестойкости несущих элементов здания. С 2004-го по 2007 год проделана огромная работа: на 33 объектах столицы впервые появилась «умная» пожарная автоматика. Сейчас ею на 100 процентов оснащены все минские школы, гимназии, лицеи и детские сады. В проблемном списке городского МЧС теперь значатся всего 8 объектов: 6 ведомственных общежитий, ДК «Лошицкий» и Дворец игровых видов спорта СКА в Уручье.                  

В первом случае речь идет об отсутствии либо неисправности автоматической пожарной сигнализации. Во втором и третьем – о действующем запрете на проведение концертов и других массовых мероприятий. Судьба общежитий-нарушителей решилась на комиссии по ЧС Мингор­исполкома. До июня 2008 года они обязаны устранить все нарушения. ДК «Лошицкий» сменил собственника. А Дворец спорта СКА «Уручье» в марте закроется на реконструкцию. Через два года, говорят специалисты, это будет суперсовременный спор­тивный объект без изъянов противопожарной безопасности. Ну а пока Земфира арендует площади Дворца спорта… 

Кстати

По данным управления надзора и профилактики МЧС Беларуси, по 2545-ти из 10 152 объектов с массовым и круглосуточным пребыванием людей сейчас вынесены постановления о запрете эксплуатации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter