Значительную часть армейской службы в начале 1970-х Александр Габриельчик провел в Египте. Но отдыхом на курорте это не назовешь

Горячее небо Каира

Александр Маратович желает своему семейству только мирного неба над головой!
«Где же ты, сержант, почти десять месяцев перед увольнением в запас пропадал? — спросил офицер райвоенкомата у Александра при постановке на воинский учет. — В документах никакой отметки нет». Но даже ему, подполковнику, Габриельчик не мог рассказать о необычной загранкомандировке и о том, почему он в мирное время прихрамывает на раненую ногу…

В трюме — в неизвестность

В украинском порту Николаев их переодели в гражданские костюмы. Сфотографировали для документов. И дальше — трое суток морской качки. На палубе сухогруза для маскировки строительная техника: автокраны, грузовики, грейдеры. В трюме — зенитки, боеприпасы, автоматы. На нарах — солдаты, даже не догадывающиеся, куда и зачем их везут.

Операция по переброске военного контингента в Египте под кодовым названием «Кавказ» проводилась в строжайшем секрете. Даже капитаны судов не были посвящены, в какой порт они идут, — о курсе и пункте следования они узнавали из секретных пакетов, которые вскрывались после прохождения контрольных точек на маршруте…

В египетском порту Александрия под покровом ночи быстро разгрузились. Переоделись в форму солдат египетской армии без каких-либо знаков отличия (поначалу нельзя было понять, где рядовые, а где их командиры, потом предложили офицерам и сверхсрочникам не заправлять куртки под ремень брюк). И направились на боевое дежурство в пригород ­Каира.

НАША СПРАВКА

Почти сразу после обретения Израилем независимости в 1948 году между ним и арабскими странами часто возникали военные конфликты за право контроля над Суэцким каналом, владения теми или иными территориями. В 1967 году израильские войска после шести­дневного блицкрига уничтожили почти все египетские средства ПВО и авиацию. У Сирии были отвоеваны Голанские высоты, у Иордании — западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. Все это заставило египетского президента Гамаля Насера в конце 1969 года совершить секретный визит в Москву. После переговоров с Брежневым и консультаций в ЦК КПСС было решено подсобить братскому египетскому народу. Помощь была более чем весомой: зенитно-ракетная дивизия ПВО особого назначения, центр радиоэлектронной борьбы, семь десятков истребителей… Всего — 30 тысяч военных специалистов. Среди них был и начальник радиоприборного комплекса зенитной самоходной установки «Шилка» сержант Габриельчик.

Против «Фантомов» и скорпионов

Сержант Габриельчик в форме египетского солдата.
Поднимались где-то в 4 часа утра.

— Мы вскакивали в бронированное чрево зенитной установки, где температура порой превышала 50 градусов, а от теплового удара спасал танковый шлем. И до полуночи зорко всматривались в приборы, в небо, — вспоминает солигорский пенсионер Александр Габриельчик. — В минуты затишья через оптику любовались знаменитыми пирамидами, величественной Асуанской плотиной, которую без нашей защиты израильтяне с удовольствием превратили бы в руины.

Главная задача — не допустить израильские самолеты к плотине, Каиру, аэродрому, цементному заводу, где трудились и советские специалисты. Израильская разведка, исправно прослушивавшая радиопереговоры противника, хорошо знала местонахождение советских огневых точек. И хотя израильтяне воевали на мощных американских «Фантомах» и «Миражах», они предпочитали облетать стороной эти позиции. 

Воевать нашим солдатам приходилось не только с «Фантомами». К жилищам часто приползали ядовитые змеи, на горизонте маячили неприятные вараны. Ежедневно кого-то жалили скорпионы, которыми кишела местность. Чтобы защититься от ядовитых тварей, к ножкам кроватей привязывали банки с керосином, хотя и без того в душных блиндажах нечем было дышать. Спасаясь от жары, простыни смачивали водой, месяцами спали в сырых постелях.

А ранение Александр получил не в «Шилке». И даже не от врага. На обычном грузовике они перевозили на новое место экипаж боевой машины, на обратном пути собирались заполнить емкость дефицитной водой. На дороге — контрольный пункт союзников. Египтяне требуют остановиться. Инструкция категорически запрещала это делать. Шофер добавил скорость. И по кабине полоснула автоматная очередь. Одна пуля угодила в плечо водителю, другая — в ногу Александру…

— Получается, вы инвалид войны? — уточняю я.

— Откуда?! — машет рукой Александр Маратович. — Неделю пролежал в египетском госпитале, поскольку нашего поблизости не было. Незнакомые врачи, чужая речь… Однажды вижу — подошла наша водовозка. Я схватил форму, автомат, гранаты, которые лежали под подушкой, — и к водителю: «Отвези, браток, к своим, медбрат в блиндаже долечит…» Какое боевое ранение, если юридически войны не было, а значит, я нигде и не воевал!

Два десятилетия тишины

После увольнения из армии в конце 1971 года Александр, до службы окончивший мореходку, пожелал опять, как раньше, плавать по морям, заходить в заграничные порты. «Какая заграница?! — возмутился человек из органов. — Ты был в секретной командировке, давал подписку о неразглашении…»

Александр Маратович вернулся на родину в Любанский район, потом подался на Солигорский домостроительный комбинат, откуда и ушел на пенсию. Когда за дружеским столом намекал на службу в песках Египта, кое-кто только улыбался, дескать, вот заливает... Печать секретности была снята только два десятилетия спустя, после вывода наших войск из Афганистана. Начали создавать музеи, чествовать живых героев, отдавать дань памяти павшим. И тут «вспомнили»: а ведь советский солдат проливал кровь не только в Афганистане.


НАША СПРАВКА

Десятилетия СССР и США, их военные блоки сражались за зоны влияния, поддерживали лояльные им режимы. Когда в странах Азии и Африки активизировались нацио­нально-освободительные движения, руководство СССР всячески — дипломатически, материально, а зачастую и вооруженными силами — помогало им сбросить колониальное ярмо, встать на ноги. В книге генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева «Россия и СССР в войнах XX века» называется более двух десятков стран, на территории которых явно, а чаще всего тайно воевали и порой погибали советские солдаты, офицеры, генералы. Это Китай и Корея, Ангола и Мозамбик, Египет и Эфиопия, Йемен и Сирия, Ливан и Алжир, Вьетнам и Лаос, Камбоджа и Бангладеш…

Александру Габриельчику выдали документ, удостоверяющий, что за успешное выполнение заданий Правительства СССР он имеет право на определенные льготы. Работникам музея, посвященного воинам-интернационалистам, Александр Маратович передал чудесную шкатулку с арабской вязью, расписную тарелку, которые при расставании благодарные египтяне подарили сержанту.

А потом бывшему зенитчику вручили египетскую серебряную медаль «Воинского долга» II степени. Однажды сынишка попросил нацепить ее на курточку, чтобы не только рассказать в детском саду о боевых делах отца, но и показать необычную награду. А вернулся домой Толик весь в слезах: дал поносить одному мальчишке, другому… Перерыли всю песочницу, но медаль словно сквозь землю провалилась.

— Медали мне не жалко, — говорит Александр Маратович. — Главное, чтобы ни моему сыну, ни внуку не довелось испытать тяготы заграничной службы. Надеюсь, что и в будущем сыновьям нашей Синеокой не придется воевать в песках Египта, в горах Афганистана или в джунглях Лаоса.

В ТЕМУ


«Шилка» — зенитная самоходная установка, вооруженная счетверенной автоматической 23 мм пушкой. Темп стрельбы — 3400 снарядов в минуту. Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 и высотах до 1500 м, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 м, с места, с короткой остановки и в движении. Наводится на цель вручную, а также в автоматическом и полуавтоматическом режимах, для чего используется штатная радио­локационная станция. Масса от 20,5 до 21,5 т. Экипаж: командир, начальник РПК — старший оператор, оператор дальности, механик-водитель.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter