Возможные последствия референдума 18 сентября о независимости Шотландии от Великобритании

Горцы выбирают свободу

Референдум о независимости Шотландии от Великобритании, намеченный на 18 сентября, уже вошел в топ европейских новостей...
Референдум о независимости Шотландии от Великобритании, намеченный на 18 сентября, уже вошел в топ европейских новостей. За динамикой настроений шотландцев напряженно следят политики, эксперты и простые обыватели. Исход голосования остается интригой: ни сторонники, ни противники отделения от Великобритании не имеют подавляющего большинства, велико число неопределившихся.

Очевидно одно: если прецедент случится, он будет иметь далеко идущие последствия. Для Западной Европы это будет первый случай изменения послевоенных границ (не считая воссоединения Германии в результате краха социалистической системы), который может запустить целый «парад суверенитетов» внутри Европейского союза. Ведь исхода шотландского референдума с нетерпением ожидают сепаратисты Каталонии, итальянской «Лиги Севера», Фландрии.


Этой весной уже проводилось электронное голосование об отделении от Италии области Венето, где около 80 % участников поддержали эту идею, однако юридической силы оно не имело. В случае с Шотландией все серьезно: если народ скажет «да», то 24 марта 2016 года Шотландия станет независимым государством.


Шотландский референдум может запустить цепной процесс переформатирования и дробления многих европейских государств, причем через процедуру мирного, юридически оформленного «развода». Этот процесс является закономерным следствием глубинной трансформации всей европейской политической системы.


В возможном отделении Шотландии нередко видят окончательный закат Британской империи. Действительно, шотландцы в свое время внесли немалый вклад в строительство «империи, над которой не заходит солнце» и наравне с англичанами были главными выгодополучателями британского империализма. Распад системы колониализма значительно снизил интерес шотландцев к совместному с англичанами проживанию в общем государстве, тем более что англо-шотландские отношения никогда не были безоблачными. А открытие богатых запасов нефти на шотландском шельфе создало для сепаратизма необходимую экономическую базу. 


Процесс суверенизации Шотландии начался далеко не сегодня. В 1999 году после нескольких попыток она добилась создания собственного парламента, наделенного ограниченными полномочиями в финансовой сфере. Устойчивый рост популярности националистических сил, выступающих за шотландский суверенитет, наблюдался все последнее десятилетие. Так что нынешний референдум — результат достаточно длительного процесса.


Аналогично развивается ситуация и в других странах Европы — Испании, Италии, Бельгии. Причем росту регионального сепаратизма немало способствовало формирование Европейского союза и снятие межнациональных барьеров внутри Европы. Формирование общеевропейского пространства создает у многих регионов соблазн участвовать в интеграции напрямую, в обход «своих» национальных государств. В европейской интеграции многие сепаратистские движения увидели шанс реализовать свою давнюю мечту. Поэтому не случайно такого рода движения являются одновременно и евроэнтузиастами, отстаивающими концепцию Европы регионов, которая должна сменить старую Европу наций. Не исключено, что референдум в Шотландии станет шагом  в этом направлении.


shimoff@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter