Горпоселок

Это достаточно большой населенный пункт Витебщины, где живут более 3 тысяч человек. Пристойная автостанция на шоссе Минск — Витебск, рядом — приличное придорожное кафе...
На одном из интернет–порталов недавно вычитал, что в скором времени минская группа «Топлесс» презентует новый видеоклип. Помимо того что «Периферия» (так называется ролик, снятый режиссером Денисом Волковым) претендует на звание одного из самых дорогих в белорусском шоу–бизнесе, он еще показывает изнанку жизни. Некоторые его эпизоды снимались в некоем провинциальном городе, где рядом с презентабельными улицами и добропорядочными кварталами соседствуют бараки, в которых люди спиваются и деградируют. Интересно, что хозяева любезно предоставили телевизионщикам свои квартиры для съемок. Возможно, уклад жизни маргинальной публики до глубины души поразил завсегдатаев столичной гламурной тусовки, но некоторым провинциалам к такому соседству не привыкать. В этом недавно убедился и я, побывав вместе с сотрудниками Докшицкого РОВД в городском поселке Бегомль. Это достаточно большой населенный пункт Витебщины, где живут более 3 тысяч человек. Пристойная автостанция на шоссе Минск — Витебск, рядом — приличное придорожное кафе...

Пьяная «одиссея» Нины Павловны

Однако стоило только свернуть с трассы, как меня и моих сопровождающих поджидал «сюрприз». Некая вдрызг пьяная дама сидела на тротуаре, прислонившись к деревянной ограде на улице Советской. Через минуту она еле–еле поднялась и зыбкой походкой направилась... аккурат в руки старшего участкового Игоря Дегтяря. Как выяснилось, нигде не работающая Нина Павловна (некоторые имена и фамилии наших антигероев изменены) в Бегомль пожаловала из деревни, которая находится на территории соседнего сельсовета. «Многие местные сейчас живут за счет проданных грибов и ягод, — рассказывает Дегтярь. — Сбывая добычу на обочинах дорог, они приезжают за продуктами и расслабляются таким вот образом». Теперь «одиссея» Нины Павловны завершится штрафом либо арестом до 15 суток.

Где эта улица, где этот дом?..

«Очагов напряженности» хватает и в самом Бегомле. Чтобы оказаться в одном из них, не пришлось даже сворачивать на другую улицу. Вместе с заместителем начальника Докшицкого РОВД Андреем Дунцом входим в частный дом. На столе стоит кастрюля с остатками макарон, рядом — батарея пустых бутылок.

— Когда я была замужем, не пила, работала на заводе радиодеталей «Ветразь», — неохотно вспоминает 30–летняя Катерина. — Муж ушел, потом просился обратно, но я стала жить с другим. Весной сожитель повесился... А какие ко мне вообще вопросы?

— Говорят, пьянки–гулянки у вас постоянные...

— Да кто говорит–то?

— Бегомль — городок маленький, — намекает офицер.

— Ну не буду больше пить, не буду никого собирать! — сдается Катерина.

Пока Андрей Дунец ведет душеспасительную беседу, я исследую жилище. В гостиной валяются сломанные кресла, а в углу соседней комнаты лежит цветасто–полосатый матрас — так называемая гостевая постель для тех, кто не в состоянии покинуть гостеприимный дом на собственных ногах.

Очередная «подопечная» моих провожатых живет в пятиэтажке на улице Лепельской.

— Что у вас тут с зятем произошло? — интересуется Дунец.

— Мы уже помирились! Это же семейное дело...

Несколько недель назад Валентина Федоровна вернулась от сватьи домой под утро. В это время дочь с сожителем выясняли отношения. Заступившись за родную кровиночку, хозяйка «по–семейному» полоснула буянящего зятька по горлу «розочкой» — осколком горлышка стеклянной бутылки. Да так, что парень до сих пор на «больничном». Что же до Валентины Федоровны, то она теперь состоит на учете в РОВД. Искать постоянную работу она вроде бы и не против, но не торопится. Чтобы рассчитаться с кругленьким долгом по квартплате, собирается обменять 3–комнатную квартиру на более скромное жилье.

Цветы жизни

Самое страшное, когда из–за вредных привычек и безалаберности взрослых страдают дети.

— К примеру, в семье Никитенко воспитывается пятеро сыновей, — рассказывает старший инспектор ИДН Докшицкого РОВД Лариса Толкач. — Поселковый Совет помог им поменять квартиру на более просторную, спиртным они вроде бы не злоупотребляют... Однако все равно из списка неблагополучных мы их вычеркнуть не можем.

Живет многодетная мама в двухэтажном многоквартирном доме в центре Бегомля. В гостиной у печи — куча мусора, в детской с потолка свисает голая лампочка без абажура.

— Посмотрите, какая сырость! Штукатурка сыплется... А двери мне какие страшные поставили, — жалуется Татьяна Никитенко.

— А вы сами пытались квартиру в порядок привести? — интересуется Дунец.

— Да некогда мне, — простодушно отвечает хозяйка.

Ее младшему сыну полтора года, старшему, который нигде не работает, — 20, Ванька ходит во 2–й класс, 18–летний Денис учится в ПТУ на повара, а вот у 14–летнего Коли проблемы с законом — приходится отвечать за серию совершенных преступлений.

Его братьям еще повезло — они
живут дома. Бывает, несмышленых ребятишек приходится забирать у горе–родителей. Как–то в августе поздно вечером в Докшицкий РОВД позвонили из агрогородка «Прудники» и рассказали, что в доме у Черновых плачет маленькая девочка. Отец за кражу угодил в тюрьму, мать — неизвестно где. Когда врач–педиатр и участковый прибыли на место, поняли, что единственный способ проникнуть в жилище — выставить окно. Малышку отправили в приют, а мамашу лишили родительских прав.

К слову, детский социальный приют Докшицкого района находится неподалеку, в деревне Витуничи. Только с начала нынешнего года через него прошли 38 воспитанников. 16 из них вернулись в родные семьи, одного взяли приемные родители, а пятеро отправились в интернат.

— Дети попадают к нам в силу разных обстоятельств, — рассказывает директор приюта Леонтий Клевец. — На селе, особенно зимой, нет 100–процентной занятости. Вот и спиваются, морально опускаются. Дети для них — обуза. Случаются также неурядицы, насилие в семье...

В Докшицком районе был такой случай. У матери–алкоголички отобрали двух дочерей. Так она еще родила девочку, чтобы иметь деньги на выпивку!

— Для таких родителей я бы ввел обязательную карточную систему, — негодует Леонтий Альянович. — Продукты, одежду — получай! Но наличных в руки — ни–ни!

Ищут прохожие, ищет милиция

Есть у Бегомля одна не слишком приятная особенность: более 20 лет там располагается исправительное учреждение открытого типа, в простонародье — «химия». Кто–то из отбывающих здесь наказание сходится с местными женщинами на время, кто–то остается навсегда. Педагоги давно били тревогу, предрекая местным мальчишкам далеко не светлое будущее.

— И они были правы, — констатирует факт председатель Бегомльского поселкового Совета Людмила Дашиневич. — Влияние «криминального элемента» ощущается даже на генном уровне. Случалось, что дети «выходцев из спецкомендатуры» совершали тяжелые преступления... Поэтому социальные педагоги в школе, старейшины на селе — наши первые помощники. «Особо отличившихся» ребятишек вызываем на совет профилактики, если это не срабатывает, передаем документы в районную комиссию по делам несовершеннолетних.

— С начала 2006 года по району мы выявили 39 «семейных» преступлений: истязания, драки, угрозы убийством, — продолжает тему начальник милиции Владимир Ходаль. — Мы штрафуем буянов, помещаем их в арестантский дом. Хотя к «постоянным клиентам», на мой взгляд, пора применять более строгие меры.

— А как у вас обстоят дела с суррогатным алкоголем? — спрашиваю.

— В связи с отравлениями Докшицкий район не фигурировал. Да, у нас варят самогон, но с этим явлением мы боремся. Убедитесь сами!

Мы выходим во двор, где Владимир Антонович показывает мне ржавые металлические емкости, трубы и ванночки — еще недавно здесь был нелегальный спиртзавод. Только в ноябре докшицкие милиционеры прикрыли 14 очагов самогоноварения, демонтировали два мини–завода, уничтожили более 3 тонн браги! Так что милиция работает активно – только вот не в состоянии она все решить...

Обшарпанные бараки, грязные притоны, возможно, и хотелось бы считать лишь страшными декорациями к фильму из допотопной жизни, но это, увы, реальность. Местные власти, педагоги, священнослужители стараются, не уходят в сторону, но...

Интересно, а с какими предложениями могли бы выступить наши читатели?

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter