Музейные работники наизусть помнят имена горожан, передавших в дар свои коллекции

Городу на добрую память

Полвека Виталий Соколов собирал минералы и горные породы. Геолог, альпинист, мастер спорта СССР по туризму, в их поисках он исколесил едва ли не всю Евразию. Добыл основную видовую часть образцов и... подарил родному Бобруйску. Более 1.300 экземпляров! Сегодня эту «Живопись земли» — такое название получила экспозиция (к слову, вторая по величине в стране после той, что собрана в Музее землеведения географического факультета БГУ) — можно увидеть в Бобруйском художественном музее. Ничего особенного в своем поступке Виталий Николаевич не видит. Когда я до него дозвонилась, застала в сборах — сказал, что вот–вот уезжает на Урал в очередную экспедицию. Между тем за коллекцию ему сулили немалые деньги... В основном в музеи передают предметы быта своей семьи, старые фотографии, документы, награды, книги. Среди них, конечно, бывают и очень ценные с мемориальной и исторической точки зрения экспонаты. Но чтобы целые коллекции — это большая редкость. Неудивительно, что музейные работники перечисляют фамилии подобных дарителей на память не задумываясь.

Виталий Соколов

В Витебске, например, в 1993 году так появился Музей частных коллекций. В его основе собрание Ивана Галькевича, который занимался коллекционированием всю жизнь. Свое первое собрание «местной белорусской старины» он безвозмездно передал тогда еще Витебскому отделению Белорусского государственного музея в 1926 году — до 150 наименований предметов археологии, нумизматики, культа и быта. «Особенно интересны каменные орудия и резной деревянный циборий (дарохранилище) в виде пеликана, редкой формы местной работы XVIII века», — писала тогда газета «Заря Запада». Вторая коллекция пропала в годы войны. А третью спустя 17 лет после смерти Ивана Даниловича в дар городу передала его вдова Александра Прокофьевна — на этот раз более 7.000 предметов. К слову, по словам заведующей теперь уже Музея истории частного коллекционирования Татьяны Колесниковой, при жизни Галькевича в его квартире также функционировал домашний музей, открытый для всех желающих.

Интересную историю рассказывают и о появлении в Гомеле Музея фотографии. В 2009–м Музей истории города объявил акцию «Создадим музей вместе». Просили гомельчан передавать предметы археологии, быта, документы... И так случилось, что одними из первых откликнулись люди, увлеченные фотоделом. Леонид Пинский, например, передал свою коллекцию фотоаппаратов — более 100 штук. Потом подключился Евгений Шапиро...

— Наверное, увидели у нас в глазах какую–то искорку, — рассуждает директор Музея истории города Гомеля Юлия Купреева. — Поверили, что передают свои коллекции в надежные руки. А однажды, когда они демонстрировались у нас в музее, один из посетителей — фотограф из Калуги Алексей Никитин — так вдохновился, что пообещал пополнить экспозицию. И вскоре на собственном автомобиле привез в Гомель свои фотоувеличители и редкие фотокамеры. К тому моменту у нас накопилось уже более 500 раритетных экспонатов — достаточно, чтобы говорить об открытии нового музея. Обратились к администрации города с вопросом о выделении помещения. И оно нашлось — в здании, где с 1950–х годов работало фотоателье.

Еще с советских времен люди передавали в дар городу свои коллекции

— Не жалко было расставаться со своей коллекцией? — спрашиваю уже у Леонида Пинского.

65–летний фотограф признается:

— Я долго шел к этому решению. Но потом, когда уже приходил в музей как посетитель и видел, какой интерес экспозиция вызывает у молодежи, мне это понравилось.

Сам же Леонид Борисович познакомился с фотографией в фотоателье у дяди: там впервые увидел, как на белом листе бумаги проступает изображение. Это было сродни чуду. Неудивительно, что и сам выбрал эту профессию. А коллекционировать фотоаппараты начал в 1980–х, после поездки в литовский Шяуляй — впечатлился местным музеем фотографии. Экспонаты собирал у фотографов по всей округе. Где хранил? Что на работе, что дома, в гараже или у друзей... Но в 1990–е воры дважды посягали на коллекцию: несмотря на охранную сигнализацию в фотоателье, успевали разбить стекло и похитить часть фотоаппаратов.

— А почему не продали коллекцию?

— Я?.. Об этом и не думал никогда. Предложения, конечно, были. Но ведь не в деньгах счастье. Хотел, чтобы люди все это видели, интересовались фотоделом.

Кстати

В советское время многие предметы обихода, которые сегодня нам кажутся обычными, нужно было не просто покупать — доставать. Отсюда и крайне щепетильное отношение у людей старшего поколения: свои вещи они сами приносят в музеи или завещают им. Например, в Музей истории Минска попали вещи из семьи Владимира и Леонида Березовских, начиная от авоськи и заканчивая мопедом, рассказала ведущий научный сотрудник Лидия Маркович. А порой унаследованное от родителей приносят дети. В том числе воинские награды. Чтобы не пропали. И чтобы жила память о близких людях. Бывают и случайные находки. Скажем, один минчанин принес кокарду с фуражки служащего Минской губернии. Нашел в огороде... Причем дарители, как правило, люди скромные, не хотят фигурировать в СМИ. Мол, отдали и отдали, что тут такого?

dekola@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter