Городские ребусы

Где эта улица, где этот дом?
Где эта улица, где этот дом?

...Одноклассница, с которой мы много лет не виделись, вдруг пригласила меня в гости, продиктовала по телефону адрес: улица Крупской, дом 57. Сразу после работы я отправилась в малознакомый район Могилева. Смеркалось, номера домов на фасадах различались с трудом, да еще и сами здания были расположены в какой–то хитрой последовательности: сначала N 55, затем 61, а дальше — 59а и 59. А где же 57? Так и не сумев разгадать загадку, обратилась за помощью к прохожим. Собрался «консилиум», одни уверенно указывали направо, другие — налево, а вскоре «консультанты», забыв обо мне, начали спорить между собой, каждый доказывал свою правоту. Толком никто ничего не знал, а ведь явно все эти люди жили неподалеку: молодой папа вел дочку из детсада домой, пожилая дама несла из магазина батон и молоко в пакете, парень с девушкой только что вышли из подъезда и направлялись к остановке.

Как здесь не заблудиться?

Еще более странная история приключилась со знакомым таксистом. Он приехал по вызову, остановился у нужного подъезда, а пассажиры не идут да еще диспетчер звонит и ругается: дескать, почему опаздываешь? Он ей объясняет, что давно прибыл на место, а она ему — нет тебя там. Разыскали водителя сами пассажиры, догадались, что напутал с адресом. Оказалось, на улицу Мовчанского вклинилось несколько домов с улицы Островского. Номера на них указаны с обеих сторон, название улиц — только с одной, вот и путаются многие.

Конечно, большей частью на могилевских улицах дома расположены строго по порядку. Но бывает, нумерация многоэтажек настолько запутана, что даже старожилы с трудом ориентируются в своих микрорайонах, не говоря уже о таксистах, службах экстренной помощи.

Николай Ермаков работает водителем Могилевского филиала «Белпочты» 20 лет, доставляет корреспонденцию в квартиры и учреждения. Казалось бы, весь город за это время изучил вдоль и поперек, но даже он иногда попадает в весьма непростые ситуации.

— Очень сложно сориентироваться в районе улиц Турова, Каштановой и Жемчужной, настолько тесно они переплелись, — рассказал мне таксист. — Ищешь, крутишься, теряешь время. Иногда несколько подъездов одного и того же дома относятся к одной улице, а остальные — совсем к другой. Не всегда быстро отыщется нужный адрес на Орловского, а на Фатина дома N 1 и 2 расположены рядом, хотя один четный, другой нечетный.

Аналогичные примеры мне приводили мастер по ремонту телевизоров и участковый врач, страховой агент и стекольщик.

...Клиентка и сотрудник фирмы по ремонту квартир поначалу очень обиделись друг на друга. С точки зрения мастера дама пригласила специалиста и напрочь об этом забыла. Хозяйке же квартиры показалось, что парень то ли глупо ее разыгрывает, то ли явился без приглашения, чтобы навязать абсолютно ненужную ей услугу. Лишь минут через 15 разобрались, что вызов все же был, но только с соседней улицы.

...Одинокому пенсионеру в почтовый ящик бросили повестку в армию. Дедушка поначалу очень удивился, но, внимательно прочитав адрес, не поленился отнести «бумагу» в соседний дом, отдать парню, которому она предназначалась.

В квартиру к человеку, который отродясь ни с кем не судился, нагрянул... судебный исполнитель, испортил настроение. Респектабельному бизнесмену, неженатому и бездетному, добрые люди принесли... гуманитарную помощь: старую детскую одежду, игрушки.

Все неприятности, описанные выше, пережить, безусловно, можно. Но, если нужный дом не может найти скорая помощь, милиция или аварийная, уже не до смеха. Речь идет о здоровье, безопасности и даже жизни людей.

Кто придумывает головоломки?

В управлении архитектуры Могилевского горисполкома утверждают, что комментарии по этому поводу могут дать только в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру. В агентстве, напротив, уверены, что во всем виноваты архитекторы и проектировщики. Дело в том, что у специалистов агентства нет генпланов застройки города, поэтому, чтобы не ошибиться, они просто присваивают зданиям номера по порядку, но потом между этими домами вырастают новые многоэтажки и начинается неразбериха.

Во многом виноваты и владельцы частных домов. Сейчас нарушителей резко поубавилось, но несколько лет назад некоторые частники возводили свои хоромы самовольно. Потом самострои принимали в эксплуатацию, присваивали им номера, порядка на улицах от этого не прибавлялось.

Конечно, изменять нумерацию уже заселенных домов сложно, долго и дорого. К тому же нет гарантии, что потом не начнется еще большая путаница, ведь постепенно и почтальоны, и таксисты привыкают к ситуации. Но не мешало бы в «проблемных» районах предусмотреть побольше дорожной информации: вывесок, указателей для водителей и пешеходов. А к нумерации новостроек, думаю, стоит отнестись внимательнее.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter