В Городке открыли памятник-бюст маршалу Баграмяну

Городокский рубеж маршала Баграмяна

В Городке открыли бронзовый памятник–бюст дважды Герою Советского Союза маршалу Ивану Баграмяну. В знаковом для района событии участвовали представители армянской диаспоры в Беларуси, оказавшей финансовую поддержку проекту, родственники маршала, Чрезвычайный и Полномочный Посол Армении в Беларуси Олег Есаян, а также авторы проекта — архитектор Армен Сардаров и скульптор Спартак Арутюнян.

ФОТО АНДРЕЯ ЗАХАРОВа

Городок в военной биографии прославленного полководца занимает особое место, недаром в райцентре одна из улиц названа в его честь. Военная операция по освобождению района силами 1–го Прибалтийского фронта в декабре 1943 года была первой для Баграмяна на посту командующего фронтом и по его же воспоминаниям — одной из самых сложных. Старший научный сотрудник Городокского районного краеведческого музея Нина Буракова объясняет, как складывалась расстановка военных сил в то время:

ФОТО БЕЛТА
— Городок был превращен противником в неприступную крепость, прикрывавшую стратегически важный Витебск. Чтобы не допустить прорыва фронта и соединения советских войск с партизанами, немцы перебросили сюда две пехотные дивизии из–под Ленинграда. Выступ, занятый врагом, имел в поперечнике от тридцати пяти до шестидесяти километров и тянулся с юга на север 85 километров. Усугубляла ситуацию погода: оттепель, туманы, авиация не могла помочь нашим войскам... Армия выжидала удачного момента. Городокская наступательная операция началась 13 декабря. Замысел был в том, чтобы встречными ударами прорвать оборону противника на флангах городокского выступа, окружить и уничтожить врага. В тяжелейших боях Городок был освобожден 24 декабря.

Сегодня среди городокчан не так много людей, которые помнят тот счастливый день. Среди них Нина Сенчуро, которой на тот момент было 14 лет:

— Отступая, немцы заминировали почти все здания. Мы — дети, старики и женщины — прятались в бетонной бане на улице Красноармейской. Вечером перед освобождением через реку переползли два разведчика и закричали, чтобы мы покинули баню, ведь она оказалась тоже заминированной. Люди посыпались из нее как горох в разные стороны. В день освобождения над городом стояла тишина, а он лежал в руинах. Одно из ярчайших воспоминаний — колонна наших солдат, идущих через замерзшую реку Горожанку. Женщины обнимали их, целовали, плакали. Это было счастье.

В результате Городокской наступательной операции, которая завершилась 31 декабря, было освобождено 1.220 населенных пунктов. В память о бойцах, сложивших головы в этом краю, — 89 воинских захоронений. Уже после войны сотрудники музея, краеведы–поисковики установили более 24 тысяч фамилий бойцов, освобождавших район, и эта работа продолжается.

Войска 1–го Прибалтийского вели активные наступательные действия в то время, когда 2–й Прибалтийский фронт севернее и Западный фронт южнее, не добившись успеха в наступлении, перешли к обороне. При подготовке Белорусской стратегической операции летом 1944 года в районе Витебска Баграмян пошел на весьма рискованный шаг, решив нанести главный удар на правом фланге, где открытая болотистая местность создавала не лучшие для маневра условия. Риск оправдал себя. За освобождение Беларуси Иван Баграмян получил свою первую Звезду Героя Советского Союза.

Внук маршала Иван Сергеевич Баграмян
ФОТО БЕЛТА
Особое отношение городокчан к Баграмяну обусловлено не только его победами, но и участием в дальнейшей судьбе края. После освобождения на месте штаба возле деревни Сурмино командующий фронтом распорядился построить столовую и домики для сирот, у которых война забрала родителей. Так в районе по протекции Ивана Христофоровича появился детский дом. Весной Баграмян распорядился выслать технику и солдат, чтобы помочь сельчанам на посевной. Известно, что маршал и после войны общался с детьми из детского дома, отвечал на их письма, многим помог устроиться в жизни.

Для жителей городка день открытия памятника на пересечении улиц, одна из которых названа в честь полководца, стал настоящим праздником. Воспоминаниями об известном родственнике поделился его внук и тезка Иван Баграмян:

— Я много проводил времени с дедом. Он был очень эрудированным, начитанным человеком, любил оперу и театр. Последний раз он был в Беларуси в 1980 году на слете штаба Всесоюзного похода комсомольцев по местам боевой славы. До конца жизни Иван Христофорович активно общался с молодежью.

Внук маршала презентовал райисполкому книгу о нем и фотоальбом, который был издан недавно, а музею — дедовские командирские часы, где время символично показывает начало освободительной операции.

Декан архитектурного факультета Белорусского национального технического университета доктор архитектуры, профессор Армен Сардаров считает большой честью работу над этим проектом:

— Это — исторический момент. В некоторых соседних странах сносят памятники освободителям Европы и мира. В Беларуси этого нет и не будет. Народ, который чтит память своих героев, будет жить и процветать.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter