В Давид-Городке шумно и весело отпраздновали столетие «Коников». Корреспондент «Р» провел на берегах Горыни, став участником необычного праздника

Городок показывает «Коники»

Давид-Городке шумно и весело отпраздновали столетие «Коников» — удивительной традиции, которая существует только в этом уголке Полесья. «Коники» — визитная карточка города, гордость местных жителей, главное событие года. Ночь с 13 на 14 января корреспондент «Р» провел на берегах Горыни, став участником необычного праздника.


Уже в полдень на улицах города необычайно многолюдно. На дорогах полно автомобилей. В магазинах очереди. Городчуки делают последние приготовления к вечернему действу. У сотрудников местного Центра детского творчества тоже хлопот полно. Вечером на главной городской площади им предстоит развлекать самых маленьких гостей праздника. Сотрудник центра Елена Петровец говорит, что отношение к «Коникам» у жителей городка особое:

— Сегодня нашим «Коникам» исполняется 100 лет! В советское время эту традицию пытались искоренить. «Коники» выбегут на площадь, а милиционеры — за ними! Ребята прыгнут в толпу и растворятся. Ищи-свищи. Теперь, конечно, все иначе. Сегодня в школе сокращенные уроки. Предприятия и организации, которые могут себе это позволить, пораньше отпускают сотрудников домой. Для нас «Коники» — главный праздник в году. Я уже подготовилась, осталось испечь налистники — блинчики с творогом. В Давид-Городке они самые тонкие и самые вкусные!

В одном здании с Центром детского творчества находится местный краеведческий музей. Его основатель и бессменный руководитель — Николай Брезовский. Историю появления «Коников» лучше него, пожалуй, не расскажет никто:

— Во время Первой мировой войны в Давид-Городке стоял эскадрон казаков. Линия фронта проходила далековато, поэтому особых забот у хлопцев не было. Разве что лошадей накормить да напоить. Ну а развлечься-то надо! Ровно 100 лет назад, 13 января 1916 года, кто-то из казаков смастерил коня. Сделал голову из валенка, льняной хвост, накрыл «конструкцию» длинными полами шинели. Ну и пошли солдаты с этим конем по Давид-Городку людей веселить. Для местных жителей это было настоящее диво!


По словам Николая Павловича, за 100 лет праздник серьезно изменился. Раньше, например, на весь Давид-Городок делали три-четыре «Коника», и за каждым из них ходила толпа людей:

— Придя во двор, всегда спрашивали, можно ли спеть. Если петь разрешали, тогда интересовались, для кого петь: для парня или для девушки. Ходили, конечно, к людям зажиточным. Кто мог угостить, чарку поставить, рубля дать. И раньше всегда надевали исключительно костюмы классических персонажей. Помимо Коня это Дед, Баба, Смерть, Черт, Козел, Медведь, Баран. Сегодня же, увы, можно увидеть самые невероятные костюмы и странные маски.

В 14.00 в доме Сергея и Ирины Крох собирается большая компания друзей — 11 человек. К Щедрому вечеру ребята готовятся основательно. Шьют отличные, продуманные до мелочей, костюмы, повторяют песни, накрывают на стол. Для них «Коники» — продолжение любимой семейной традиции. К тому, что каноны праздника последние годы нарушаются, они относятся философски:

— Казаки в Щедрый вечер хотели развлечь жителей Давид-Городка, сегодня мы занимаемся тем же. Мы ценим и знаем наши традиции. Однако времена меняются, меняются костюмы. Но главный герой — Конь — по-прежнему с нами. Как и главная песня праздника, — Виктор Бесан берет аккордеон и затягивает: «Там стояла сосна тонка, высока! Щодры вэчор!» — Мы знаем семь куплетов этой песни. Всего их, наверное, около 20. Полный текст хранится в нашем музее. «Сосну» пели наши предки, поют наши родители, поем и мы. 


Почти всем ребятам, которые собрались в доме семьи Крох, около 30 лет. Они живут и работают в Давид-Городке или его окрестностях. К примеру, Виктор Бесан занимается выращиванием овощей, Сергей Крох работает в электросетях, Николай Сухопар — учитель биологии, Александр Савич — физрук, его жена Нина — ветврач. В компании есть даже сотрудник милиции — Григорий Муха. «Он приглядывает за нами, чтобы вели себя прилично. А за ним присматривает жена Людмила», — шутят ребята.

До выхода «Коников», запланированного на 17.00, остается всего ничего, и в доме царит легкая паника. Ребята надевают костюмы, наносят грим и макияж. Попутно рассказывают, что готовиться начинают за несколько дней до праздника. Но две последние ночи всегда бессонные — работают над своими образами до утра. 

— На Западе есть Хеллоуин, а в Давид-Городке — «Коники». Весь вечер толпы ряженых в костюмах нечистой силы ходят по домам и дворам, колядуют, потом устраивают парад и веселятся до утра. Вот такой праздник, — Ирина Крох в костюме колдуна помогает мужу на один вечер превратиться в главного героя праздника — Коня. Все ждут только его.

Еще через несколько минут вся компания идет по заснеженной городской улице. Джек Воробей, Попандопуло, Викинг, Моряк, Венецианская Дама, Красная Шапочка, Снегурочка, Дед Мороз… Последний несет мешок конфет. Если в доме есть дети — их угощают обязательно.

Аккордеонист заряжает: «Сёння ў нашай хаце свята!», оркестровый барабан бойко отбивает ритм, звонко дрожит бубен. Виктор в костюме Джека Воробья предупреждает, что походить придется изрядно:

— Накануне позвонили человек десять, попросили, чтобы обязательно зашли к ним. На праздник к городчукам всегда приезжают дети, внуки. В каждом доме накрыты столы, все хотят видеть в гостях «Коников». Но вообще будем заходить всюду, где горит свет. Если свет есть — значит, нас ждут. Так у нас заведено.

Но до утра еще далеко. Мы заходим в первый двор.

— Можно петь?

— Пойте! — бабушка дает добро, и ребята затягивают свою, родную: «Там стояла сосна тонка, высока! Щодры вэчор!» Бабушка улыбается, поет вместе с гостями, отдает 50-тысячную купюру.

Свои «гонорары» ребята никогда не обсуждают — каждый благодарит как может и как считает нужным. Кто-то конфетами угостит, а кто-то 100 долларов заплатит. Впрочем, наш рекорд на «Кониках-2016» — 150 долларов, которые отстегнул местный предприниматель. 

— Неважно, сколько дают, 20 тысяч, 50, 100. У людей праздник, в каждом доме гости, застолье. А мы абсолютно искренне поздравляем! Поем, танцуем. Ты желаешь человеку счастья, здоровья, удачи, а он тебе в ответ нажелает в три раза больше! А сколько радости и восторга в глазах детей! Ради этого мы и ходим. И наши родители ходят. Лет тридцать уже их компания собирается. А может, и больше...

В следующем доме нас встречает пожилая чета. Гости танцуют, Конь выдает такие па, что ему хочется аплодировать. Пляски прерывает хозяйка дома:

— А вы шо, спиваты не вмиетэ?

«Сосна» десятком голосов исполнена почти безупречно, и мы шагаем дальше.

Из-за поворота показывается автомобиль, ребята молниеносно перекрывают дорогу. Поясняют:

— Сегодня «Коники» вправе останавливать всех. Остановили — откупись и езжай дальше. Пару лет назад мы сделали жезл. Тормозили даже автомобили ГАИ. Все останавливались, платили. Как же иначе? Сегодня все равны.

Оказалось, выбраться из Давид-Городка без «поборов» практически невозможно даже далеко за полночь. Меня остановили трижды. Итог: минус сто тысяч рублей.

Но у водителя красной Audi денег не нашлось. Конь предложил откупиться двигателем. На худой конец аптечкой, домкратом или огнетушителем. Но чья-то наблюдательность спасла шофера от неминуемых трат: «Да он же наш! В костюме сидит!» Красная Audi продолжила свой путь. Аптечка, огнетушитель, а главное, двигатель остались на своих местах. 

— Куда дальше?

— Куды конь завядзе, туды і пойдзеце!

В следующем доме гостям устраивают царский прием. Выслушав здравицы и традиционную «Сосну», предлагают щедрое угощение. Дети катаются на Коне, фотографируются со всеми персонажами. Через мгновение и гости, и дети, и хозяева дома пускаются в пляс! 

— Бывайце здаровы, жывіце багата, а мы ўжо паедзем дадому-дахаты, — хит допели уже на улице.

«Дадому-дахаты», конечно же, еще никто не собирался. Давид-городокский карнавал был в самом разгаре. Пел, плясал, ликовал. Щедрые и хлебосольные хозяева от души принимали «Коников». А иначе никак — «Коников» нужно непременно встречать с радостью. Тогда и год будет счастливым.

По городу в праздничный вечер ходит не меньше двух десятков «Коников». Плюс к тому на Щедрец в Давид-Городок съезжаются творческие коллективы со всего Столинского района, из соседних Турова и Житковичей. Гости тоже ходят по хатам, песнями и танцами поздравляют городчуков с праздником. Около 22.00 «Коники» собираются у памятника князю Давиду, проходят по площади парадом, а затем начинается концерт. 

КСТАТИ

Уже в этом году обряд «Коники» может пополнить Государственный список нематериальных историко-культурных ценностей Беларуси. «Это уникальный и неповторимый обряд. Поэтому мы начали работу по его включению в Государственный список нематериальных историко-культурных ценностей Беларуси. Уже подготовлено описание традиции, осталось сделать обоснование и снять видеофильм. Планируется, что уже в марте будет отправлена соответствующая заявка в Министерство культуры», — сообщила корреспонденту «Р» директор Столинской районной клубной системы Елена Дубойская.

p.losich@gmail.com

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter