Городок не велик и не мал

Обсуждавшийся в правительстве проект указа Президента страны о государственной комплексной программе развития малых и средних городов волнует и государственных деятелей, и простых граждан. Своими соображениями на этот счет поделился с “НГ” заместитель председателя Минского облисполкома Анатолий МИРЧУК.

— Анатолий Васильевич, что лично для вас как для человека и чиновника, курирующего в пристоличье строительную отрасль, означает принятие данного документа?
— Как для чиновника — прежде всего наличие большого объема глубоко продуманной, масштабной работы.
Ну а как человеку эта идея мне очень по душе. Многие из нас выросли в тех самых малых и средних городах. И когда спустя много лет приезжаешь туда, видишь, как они отстали в своем развитии от крупных промышленных центров. А ведь там проживают такие же люди, как и мы с вами, вышагивающие по столичным проспектам. Так не пора ли устранить эту социальную несправедливость?! И я очень доволен, что Президент инициировал эту проблему. Уверен: при наших конкретных делах полезному делу будет дан ход.
— Вы сказали, что малые города поотстали в своем развитии. А почему так произошло?
— Дело в том, что при советской системе в малых городах создавались предприятия, ориентированные преимущественно на сельское хозяйство, — райсельхозтехника, льнозавод и тому подобное. Когда же в середине 90-х сельское хозяйство стало развиваться не столь успешно, как прежде, “зависла” и экономика малых городов. От нее — социальные неурядицы.
— Считаете, что предлагаемая программа по возрождению малых и средних городов позволит решить все эти проблемы?
— А это и является главной целью. Я уверен, что нам удастся в конце концов побороть и безработицу, которая в малых городах проявляется в более болезненных формах. И обеспечить устойчивое развитие производства, а на его основе — развитие социальной сферы и улучшение благосостояния населения.
— Но не случится ли так, что социальные программы, многие из которых имеют у нас несколько благотворительный характер, потянут назад это самое производство?
— Это может случиться тогда, когда действуешь вслепую. А государственная программа потому и названа таковой, что в ней все прописано с государственных позиций. Да, непросто все рассчитать наперед и ни в чем не ошибиться. Поэтому принимается программа после детального, скрупулезного обсуждения с учетом поправок и предложений к ней.
— Что в таком случае предлагает Минщина?
— Мы исходим из того, что первостепенное значение должно иметь развитие производства. Удастся этого достичь — социальная сфера не пропадет. Кстати, на ее развитие наша область выделяет до 80 процентов своего бюджета.
У нас, к примеру, самое большое в республике валовое производство сахарной свеклы, зерна, молока, другой сельскохозяйственной продукции. Уверенно развиваются машиностроение и нефтехимическая отрасли. Но мы не довольствуемся достигнутым. Скажем, объем промышленного производства за 2005—2010 годы планируем увеличить на 58—65 процентов.
Сегодня также мы успешно реализуем Государственную программу возрождения и развития села на 2005—2010 годы, которая тоже затрагивает вопросы дальнейшего экономического и социального подъема малых городов. В рамках этой программы существенное развитие получит строительная отрасль. Как и в прежние годы, продолжится строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры. Больше внимания будет уделено возведению промышленных предприятий. Новые производства, объекты соцкультбыта появятся в Столбцах, Пуховичах, Заславле, Мяделе, Крупках, Старых Дорогах, Воложине, Любани. Благодаря им на новый уровень развития выйдут предприятия по переработке плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции. Появятся новые технологии в производстве строительных материалов. К примеру выпуск пи-труб. Будут возводиться объекты жилищно-коммунального и бытового назначения, спортивные и другие сооружения.
Конечно, основной “тягловой” силой будут по-прежнему выступать наши промышленные гиганты, такие как “БелАЗ”, ПО “Беларуськалий”, борисовский “Автогидроусилитель” и другие. Но и мелкие производства в небольших городах не стоит сбрасывать со счетов. К примеру, после объединения ряда молочных заводов эти производства в райцентрах стали играть исключительную роль в хозяйственной и социальной жизни.
— Но во многих райцентрах, не говоря уже о бывших местечках, таких успешно работающих предприятий раз-два и обчелся...
— Прежде всего следует обеспечить их устойчивую работу — это задача минимум, и в программе, надеюсь, о ней будет сказано недвусмысленно. Далее, как мне представляется, необходимо при соответствующей государственной заинтересованности развивать малый и средний бизнес. Это и рабочие места, и налоги. У нас в области эта сфера на подъеме. Местные власти не чинят препятствий тому, кто желает трудиться  добросовестно, кто укрепляет не только свое благополучие, но и через него благополучие того города или региона, в котором живет. Хотя, признаюсь, неиспользованных резервов еще много.
Пока идет “верстка” программы, предложил в нее и такой пункт: в малых городах желательно создавать филиалы крупных промышленных предприятий по изготовлению тех или иных деталей. Это — занятость населения, налоги, а следовательно, экономический и культурный подъем этих городов. Знаю, что наши “капитаны” от промышленности неохотно соглашаются на такие предложения, им лучше, чтобы все было, как говорится, под рукой. Но по системе филиалов в небольших городах работают едва ли не все промышленные корпорации мира.
Многие руководители регионов подумывают о строительстве в своих городах новых современных производств. Таких, к примеру, как предполагаемый стеклозавод в Смолевичах. Спору нет, направление перспективное. Но на всех желающих таких проектов не наберешься и никаких инвестиций не хватит. Не лучше ли в таком случае эффективно развивать то, чем уже располагаем, а затем постепенно, продуманно развивать новые производства.
— Программа развития малых и средних городов — дело для Минщины сугубо новое или что-то в этом смысле когда-то уже было?
— У нас на областном уровне в свое время принималось решение о поддержке в экономическом и социальном развитии бывших районных центров. В определенной степени это сыграло свою положительную роль. Бывшие райцентры ожили, похорошели. Теперь в связи с принятием государственной программы внимания им приходится уделять не столь много, но они тоже не исключены из общего списка. Результаты же прежних усилий убеждают нас в том, что такую работу надо продолжать. Посмотрите, как преобразился, к примеру, тот же Ивенец. Там и кондитерское производство, и дорожно-строительный комплекс, и сельскохозяйственное предприятие. Зарплата у ивенчан выше, чем в среднем по области. И магазины, центр досуга, другие социальные объекты...
— Хотелось бы спросить вас о социальном переустройстве малых и средних городов...
— Оно должно происходить параллельно с развитием производства. Откуда же еще брать деньги на все жизненные блага?! Жить в бытовом плане население малых городов должно не хуже, чем в больших городах. Если, к примеру, в доме холодно и нет горячей воды, то это не очаг, согревающий тело и душу. Поэтому будем облагораживать быт. На Минщине этому есть уже немало примеров. Мы возводим не только благоустроенное жилье, но и социально значимые объекты. Скажем, в небольшом Старобине построили больницу, в Вилейке — плавательный бассейн и т.д. Постепенно социальная программа станет превалирующей везде и для всех, и тогда малые и средние города действительно поднимутся в своем развитии.
— Кстати, сколько на Минщине малых и средних городов?
— Легче ответить, сколько имеется крупных. А малые и средние — это почти все райцентры. Конкретно — 20 городов. Так что работа по их развитию предстоит большая, серьезная. В ней будут задействованы огромные силы и средства. Мы понимаем, насколько это важно. Поэтому к реализации данных мероприятий отнесемся со всей ответственностью.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter