«Город жил, страдал, боролся...»

Тема немецко–фашистской оккупации Минска в последнее время подвергается эрозии...

Иногда архивный документ может сказать о времени больше, чем высокохудожественный роман, созданный причудливой фантазией писателя. Например, тема немецко–фашистской оккупации Минска в последнее время подвергается эрозии. Находятся «мемуары», написанные, как правило, подонками–коллаборационистами, которые, как крысы, убежали в 1944 году из Минска, где пролили немало невинной крови, зато, отсидевшись в каком–нибудь «кливленде», стали сочинять буколические картинки из своей мерзкой молодости. Бургомистр Минска Касмович пишет, как он заботился о минчанах, каким был душевным городским головой, как благородно делил между горожанами продукты и одежду. О том, что эта одежда сдергивалась его командой с трупов, Касмович по вполне понятным причинам скромно умалчивает. Другой бургомистр Минска Ивановский не успел, подобно Касмовичу, рвануть в рейх — ему в Минске вынесли приговор партизаны, — поэтому за него подлые сказки придумывают нынешние интерпретаторы событий. Получается так же, как и у Касмовича: немецкий бургомистр тоже благодетель, даже хотел вместе с приятелем Кубе построить мединститут. Хотя мединститут до прибытия Кубе с Ивановским в Минске был, хороший институт, но берлинское начальство Кубе и Ивановского этот институт зачем-то разбомбило...


Наверное, пройдет какое–то время и некоторые молодые люди всерьез поверят в создаваемые сегодня злые и корыстные сказки о добрых нацистах и их местных прихвостнях.


Хорошо, что есть архивные документы.


Сегодня мы публикуем один из них. Это докладная записка Пантелеймона Пономаренко в Москву на имя Вячеслава Молотова. Время и стиль тех лет наложили свой отпечаток на этот документ. Но он дает вполне объективную картину того, что происходило в Минске 12 июля 1944 года, когда Пономаренко написал это письмо в Москву.


 

Москва

Товарищу Молотову В.М.

О положении в Минске


За три года немецкой оккупации население города и сам город подверглись огромному истреблению и опустошению. Населения в Минске осталось 80 — 85 тысяч человек, до войны в городе насчитывалось 330 тысяч человек.


Данные о злодеяниях немцев в Минске, которыми располагали правительство СССР и правительство БССР, полностью и неопровержимо подтверждаются массовыми могилами убитых людей и единодушными рассказами местных жителей, бывших свидетелями кровавых расправ.


Жители города Минска рассказывают, что в течение всей оккупации ни на один день не прекращались казни, непрерывно вывозились люди для расстрела за город. Сотнями жители вешались на улицах Минска, причем ни о каком следствии или обвинениях не шло и речи. Хватали людей на улицах, на базарах, в домах и казнили. Захватчиками в Минске убито, сожжено и повешено более 150 тысяч человек.


Поголовному истреблению подверглось еврейское население. Немецко–фашистские захватчики согнали до 50 тысяч евреев города Минска и районов в так называемое гетто. Туда же они привезли более 40 тысяч евреев из Гамбурга, Варшавы и Лодзи. Все они были зверски замучены.


Невыразимым издевательствам и истреблению подверглись представители науки и культуры. После долгих издевательств зверски убиты выдающийся врач профессор Ситтерман, один из лучших хирургов профессор Хургин, крупный специалист по глазным болезням профессор Дворжиц, известный невропатолог профессор Марков, гинеколог профессор Клумов, популярный врач по детским болезням Гуревич и многие другие.


Истребление населения г. Минска производилось с неслыханной жестокостью и цинизмом. Жители десятками тысяч сгонялись к окраинам Минска, где уже были подготовлены взрывами котлованы для трупов, и там производились массовые убийства. Значительное количество закапывалось ранеными и живыми. Детей, как правило, предварительно убивали переломом спинки, проломом головки или бросали в ямы живыми.


Минск с трех сторон окружен огромными кладбищами истерзанных и замученных немецкими извергами жертв.


Сейчас работает Чрезвычайная комиссия, документирующая преступления гитлеровцев в Минске. Материалы будут представлены союзному правительству. Они раскроют полностью перед всем миром и историей звериное лицо германского фашизма.


Минчане с гордостью рассказывают, что ни зверствами, ни провокационной пропагандой немцам не удалось сломить волю жителей столицы Белоруссии к борьбе, не удалось отравить ядом сомнения сердца наших людей.


Рабочие, служащие и интеллигенция города Минска остались непоколебимо преданными своей Советской Родине. Город жил, страдал, боролся, не теряя ни на минуту веры в победу Советского Союза над немецко–фашистскими захватчиками. Десятки тысяч рабочих, служащих и интеллигенции города ушли в партизанские отряды. Ушли к партизанам академик Никольский, академик Прилежаев, профессор Ветохин и другие.


В самом городе, не затухая, кипела борьба против немецких захватчиков. Каждое утро подбирались на улицах трупы немецких солдат и офицеров, особенно из числа проявивших себя в зверствах над населением. От руки минчан пал главный палач Белоруссии, ставленник Гитлера — Кубе.


Железнодорожники рассказывают, что на станционных путях и перегонах рвались паровозы, плавились подшипники, загорались вагоны. Стены Минска покрывались нашими лозунгами, воззваниями. В городе выходили подпольные газеты — сначала «Звезда», затем «Минский большевик».


При отступлении немцев рабочие ряда предприятий проявили подлинный героизм. Они вслед за немецкими саперами немедленно перерезали провода минирования, вытаскивали взрывчатые вещества и спасали предприятия от взрывов.


Перед бегством из Минска немецкие захватчики готовили поголовный угон населения из Минска и его массовое истребление. Освобождение Минска и спасение народа от смерти произошло в результате стремительных победоносных действий Красной Армии и глубокого обхода Минска. Захватчики бежали, не успев осуществить свой злодейский план.


Встреча Красной Армии представляла картину всенародного торжества и ликования. Трудно передать потрясающие случаи проявления народных чувств.


Население Минска просит передать свою огромную любовь и благодарность товарищу Сталину и в его лице всему советскому народу и доблестной Рабоче–Крестьянской Красной Армии за освобождение от кошмара немецкой оккупации, за спасение от неминуемого истребления.


Минск представляет картину огромного разрушения. Особенно пострадали жилые здания, учреждения и общественные сооружения. До 80 процентов этих зданий разрушено. Захватчики снесли до основания Академию Наук, политехнический институт, университетский городок, вокзал, стадионы и т.д.; уничтожены многие заводы, трамвайное депо, сожжены все трамвайные вагоны.


Захватчики не успели взорвать или взрывы предотвращены населением и Красной Армией, и поэтому полностью сохранились: Дом правительства, новый дом ЦК, оперный театр, хлебозавод и механизированные пекарни мощностью на 160 тонн, дрожжевой завод, фабрика–кухня, радиозавод с частью оборудования, водопровод, табачная фабрика с запасом сырья, станкостроительный завод с оборудованием. Сохранилось полностью особенно ценное предприятие — полиграфический комбинат, имеющий на ходу 3 ротационные машины, 17 линотипов, плоские машины и другое оборудование. Сохранились на 50 процентов корпуса построенного перед войной авиазавода.


В городе начинает восстанавливаться жизнь. Пущен хлебозавод, начала работать водокачка, и город в необходимых пределах снабжен водой. Завозятся продовольствие и товары широкого потребления. Восстанавливается торговля, открываются гостиницы, бани. Установлена связь с Москвой, начал работать почтамт и прием почты от населения.


Десятки тысяч минчан вышли 9 числа на очистку улиц от грязи и хлама. Зарыты убитые немцы, очищены улицы. Десятки тысяч людей работают над восстановлением железной дороги. 10 июля вечером в Минск прибыл первый поезд. В этот же день вышла республиканская газета «Звезда».


Рабочие собрались на своих предприятиях, начинают работу по очистке территории, приведению в порядок всего, что уцелело, и приступают к восстановлению предприятий.


В городе наведен полный порядок и сейчас спокойно. До 8 числа город жил очень тревожной жизнью. Объяснялось это тем, что бои с окруженной группировкой противника велись почти у самого Минска. Несколько раз на короткое время немцами перерезалась автомагистраль Минск — Москва. 7 числа две небольшие группы немцев вышли к окраинам Минска, но были перебиты. Сейчас обстановка исключает возможность повторения подобных вещей.


Вокруг Минска сосредоточено огромное количество военнопленных немцев. Через Минск и по дорогам идут колонны по 3 — 5 и более тысяч человек, сопровождаемые в лучшем случае десятком человек.


Переезд правительства в Минск намечается числу к 20 июля.


П.Пономаренко город Минск

12 июля 1944 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter