Город воинов и купцов

"СОЮЗ" побывал на родине поручика Ржевского

Если кому-то и быть центром экономической жизни и одновременно - патриотического воспитания народов наших двух стран, то лучшего города, чем маленький Ржев, не найти. Он, как никто другой, впитал в себя обе культуры: и деловую, и военную.


Между ратью и караваном


Город воинской славы Ржев, которому через четыре года исполнится 800 лет, расположен в России, на юго-западе Тверской области. Он непередаваемо, просто фантастически красив. Выросший на высоченных волжских берегах Ржев столетиями вдохновлял поэтов, писателей и художников на создание творческих шедевров, а путешественников - на похвальные путевые заметки. Берега эти (земля вперемежку с толстыми слоями каменного известняка) словно символизируют ржевский характер: стойкий, как камень, но добрый, как матушка-земля, и переменчивый, как волжская вода.


Впрочем, на характере ржевитян отразился не столько рельеф местности, сколько история ее. Русско-европейскому городу, расположенному на перекрестке средневековых торговых и военных путей, близко от границ с Европой, пришлось научиться и противостоять агрессорам всех мастей, и - одновременно - торговать и дружить с ними. Так и повелось исстари: Ржев - город торговый и город военный. Век за веком, год за годом. Чего только не было за это время! Князья русские передавали город в дар своим детям, воеводам и друг другу, завершая тем самым кровавые междоусобицы и дележку наследства, литовские властители здесь насаждали европейские порядки, гитлеровцы чуть ли не зубами вгрызались в ржевскую землю, удерживая плацдарм для наступления на Москву. Собственно и первое упоминание-то в летописи связано с войной: в 1216 году князь Мстислав Удалой выбил из Ржева владимиро-суздальского князя Святослава Всеволодовича, пришедшего с осадой. С тех самых пор по тревоге ржевитяне грудью встают на защиту своего дома, но при этом приветливо встречают мирные торговые караваны.


Но Ржев умеет не только воевать и торговать. Ремесленничество (а впоследствии промышленность) - еще один "кит" города. Когда-то канатами, сплетенными из ржевской пеньки, швартовали торговые и военные судна по всей Европе, а ржевские пряники ценились больше, чем тульские. Сегодня здесь пеньку не делают: секрет утерян. Впрочем, этого никогда бы не произошло, если б не Великая Отечественная война.


Крест Сталина


14 месяцев подряд советские армии штурмовали Ржевско-Вяземский плацдарм, пытаясь выбить отсюда гитлеровцев, и все безрезультатно. Потери с обеих сторон были чудовищными. Лишь 3 марта 1943 года немцы оставили руины Ржева. Город был полностью стерт с лица земли (из 56 тысяч довоенного населения в нем остались лишь несколько десятков человек) и после войны отстроен заново.


Об этой битве (Ржевской битве) официальная отечественная историография долгое время упоминала вскользь, как о "боях местного значения". Лишь в 90-х годах прошлого века силами краеведов удалось приоткрыть правду об истинном размахе тех событий. Ржев, как выяснилось, оттянул на себя ударные силы противника и тем самым обеспечил Красной Армии победу в Сталинградской битве.


Чтобы проиллюстрировать роль в этом Ржевской битвы, достаточно одного факта. Сталин, Верховный Главнокомандующий, лишь однажды за время войны выезжал к линии фронта: в августе 1943 года. И это был Ржев. Вероятно, хотел своими глазами увидеть то, что здесь происходило. И еще. Через день после освобождения города, 4 марта 1943 года, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль написал Сталину в строго секретном послании: "Примите мои самые горячие поздравления по случаю освобождения Ржева. Из нашего разговора в августе мне известно, какое большое значение Вы придаете освобождению этого пункта". Отсюда главком отдал приказ о первом победном салюте в честь освобождения Орла и Белгорода.


Кстати, Ржев до 1992 года был закрытым городом. Сегодня здесь базируется шестая бригада сил ВКО (более известная как Ржевский корпус противовоздушной обороны), прикрывающая ракетами всю европейскую часть России. Здесь расположены бывшие военные заводы, которые, к слову, и сегодня работают на оборонку, авиацию и космос. И здесь же налажены прямые торговые и побратимские связи с десятком городов Европы, в том числе с бывшим противником - немецким городом Гютерсло. Ржев (и в этом опять есть особенность его характера) помнит былое, но умеет прощать. В знак примирения с немцами уже в наши дни в Ржеве вырос совместный российско-германский мемориальный комплекс памяти жертв войны, основу его составляют два расположенных бок о бок военных кладбища: советское и немецкое.


Вообще Ржеву крупно повезло с одним из его градоначальников: в самые трудные постперестроечные годы город возглавил Александр Харченко - будущий доктор экономических наук, человек с математическим умом и упрямым, настоящим ржевским характером. Когда все начало рушиться, когда ржевские заводы один за другим останавливались, а продукция краностроительного завода (единственного в СССР!) - башенные краны - лежала прямо на ржевских улицах невостребованная, когда рабочие массово уходили в вынужденные отпуска, а хлеб можно было купить только по карточкам, мэр провел диверсификацию экономики. Были созданы десятки малых предприятий, не "завязанных" на продукцию военных заводов, сформированы условия для развития внутренней и внешней торговли, проведено переобучение сокращенных и безработных... Все экономические решения принимались специально созданным Советом директоров предприятий города. Благодаря этим и другим мерам Ржев перестал зависеть от оборонных заказов и превратился в донора региональной экономики.


А сегодня Ржевом правит "воевода": год назад главой городской администрации стал генерал-майор Российской армии - бывший командующий войсками Оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны белорус Леонид Тишкевич. Тоже человек с ржевским характером. Как и во многих других российских городах, в Ржеве хромает "коммуналка". Местные чиновники поначалу были просто шокированы тем, что генерал лично лазил по крышам и подвалам - проверял, где что течет, как сломано и насколько сильно не работает. Но потом привыкли: оказалось, это все на пользу городу. Именно при Тишкевиче российско-белорусские отношения в Ржеве обрели новое дыхание.


Случайно или нет, но национально-культурная автономия белорусов Тверской области была создана именно на ржевской земле (в 2008 году). Благодаря ее усилиям в городе появился белорусский вокальный ансамбль "Лагода", в Ржевском аграрном колледже создана "Белорусская комната" (мини-музей), регулярно проводятся межгосударственные фестивали студентов средних учебных заведений. Сейчас в Ржеве открылись белорусские продовольственные магазины, ржевский ресторанный бизнес пытается заполучить на работу белорусских поваров и поварят, а ржевские школьники, вероятнее всего, уже в ближайшее время отправятся на учебу в Беларусь. Впрочем, это не все. Сейчас Ржев и белорусский Молодечно создают совместное предприятие по выпуску башенных кранов, на очереди - еще целый ряд совместных проектов.


И как венец: в сентябре этого года между Ржевом и белорусским Слуцком заключено соглашение о партнерстве и развитии побратимских связей. Оба города шли к этому почти четыре года. У обоих очень похожая судьба. Слуцк старше Ржева на сто лет, в войну был полностью уничтожен вместе с людьми.


Партнеры будут развивать экономические отношения. Впрочем, не только их: 12-13 октября в Ржеве пройдет межрегиональный фестиваль "Эта песня, дружище, твоя и моя!", куда Слуцк отправляет своих артистов-делегатов.


Денис Кузнецов


rg-tver@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter