«Дом Ваньковича в Минске» Леонида Щемелева
По сути это своеобразная ретроспектива, где каждое десятилетие примечательно определенными достижениями и знаковыми для горожан событиями: строительством новых микрорайонов, возрождением исторического центра, городскими праздниками. Известные художники каждый по-своему отразили Минск на холсте и бумаге, но всем им удалось передать то, что называют душой города. У Леонида Дударенко это уютные старые предместья и улочки, у Бориса Аракчеева – парады и демонстрации, у Леонида Щемелева и Владимира Товстика – прошлое Минска и его настоящее… Директор музея истории Минска Галина Ладисова обращает внимание:
– В 2020 году музей истории Минска (одним из филиалов которого является Художественная галерея Михаила Савицкого) отмечал десятилетие. Коллекции каждого из девяти фондов пополняются ежегодно, но наша особая гордость – собрание живописных и графических работ, посвященных Минску. Новая выставка – это еще и интересный, на мой взгляд, документальный материал для исследователей архитектуры и городского быта. Скажем, рисунки с натуры Владимира Стельмашонка хорошо передают масштаб военных разрушений 1940-х и начало сложного этапа возрождения города.
Но особенно богатое наследие оставили Минску художники, творившие в 1950–1960-е годы.
– Живописные и графические работы этого периода пронизаны надеждой на прекрасное будущее, настроениями мирной и спокойной жизни, предвкушением праздника 900-летия Минска, – продолжает Галина Ладисова. – Это особенно заметно в акварелях Ивана Медведева, теплой живописи Александра Путейко, вечерних пейзажах Бориса Аракчеева и Николая Назарчука. Представлен на выставке и городской пейзаж конца 1950-х народного художника Беларуси Михаила Савицкого «Свислочь».
«Зимний вечер» Александра Путейко
А вот произведения 1970–1980-х годов отмечены налетом ностальгии по старому городу (работы Леонида Дударенко и Виктора Марковца). В эти годы художники все чаще обращаются к теме реконструкции образа исторического города.
Грусть по уходящему деревянному Минску воспел в своих работах и Владимир Исаченко. Так, например, его «Вечер в Сухарево» сейчас лишь напоминание о том, как выглядели тихие спальные районы в начале 1990-х. Сегодня этот пейзаж – уже на страницах летописи Минска.
Ну а образ современной столицы XXI века создали художники нового поколения: Василий Зенько, Василий Пешкун, Глеб Отчик и другие авторы. У каждого из них свой город – большой, изменчивый и многообразный. В качестве бонуса для посетителей – специальная видеозона, где можно увидеть документальные фильмы о Минске.
«Зимний Минск» глазами Глеба Отчика
Посмотреть, как выглядит привычная архитектура без пробок и людей и проследить за тем, как менялся Минск на протяжении 70 лет, можно до 14 февраля. Обратите снимание: в понедельник и вторник в галерее выходной.
Пройдемте в сад
Тех, кого интересует не только актуальное, но и вечное, в январе ждут в гостях артисты Народного студенческого драматического театра «На балконе» БГУ.До конца месяца труппа покажет несколько новых спектаклей, которые состоятся на площадке арт-центра БГУ (ул. Октябрьская, 10). Все показы, обращают внимание организаторы, пройдут с соблюдением санитарно-эпидемиологических рекомендаций, поэтому закупаться билетами уже не только можно, но и нужно.
Так, 21 января актеры сыграют спектакль «Оглянись во гневе» по пьесе известного английского драматурга Джона Осборна. Новаторская драматургия, определившая в свое время начало новой театральной эпохи в Великобритании, – то главное, ради чего стоит смотреть постановку. История, в центре которой любовный треугольник (главный герой Джимми Портер, его жена Элисон и ее подруга Элена Чарльз), когда-то считалась очень смелой, но и сегодня ее по-прежнему любят на мировых сценах. В Минске «Оглянись во гневе» еще не ставили.
«Оглянись во гневе» в Минске еще не ставили
Чуть позже труппа представит публике «Балладину» – спектакль по мотивам одноименного произведения известного поэта и драматурга Юлиуша Словацкого. Это пьеса-обманка: с одной стороны – банальная любовная трагедия и костюмная драма, с другой – оригинальная трактовка с ответами на вечные вопросы о природе добра и зла. О сюжет неподготовленный зритель может сломать зубы, поэтому заранее вводим в курс дела.
Итак, в центре повествования – история о двух сестрах Балладине и Алине, которые в бедности живут с матерью в лесу. Особенно не повезло Балладине: она стала объектом ненависти ревнивой королевы Гапланы. Чтобы отбить у Балладины любимого, Гаплана отправляет к сестрам богатого королевича Киркора в надежде, что тот влюбится в Балладину и та забудет своего жениха. Но все идет совсем не по плану, и любовная драма заканчивается леденящей душу трагедией… Как артисты театра будут распутывать сети интриги, узнаем 23 января в 19:00. Количество мест на эту постановку ограничено, поэтому о билетах лучше позаботиться заранее.
В «Балладине» разыгрывается настоящая любовная драма
Третью премьеру театр представит публике 28 января. В этот день покажут «Вишневый сад» Антона Чехова в жанре моноперформанса, а значит, в постановке будет задействован всего один актер. Кто из артистов (а главное как?) попытается уйти от классической рутины и переосмыслить известный еще со школьной скамьи текст, пока не известно. Покупаем билеты и… ждем?
leonovich@sb.by
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА и vk.com/nabalkonebsu