Источник: Знамя юности
Знамя юности

Галерея Михаила Савицкого приглашает на выставку «Огни моего города», а студнеческий драмтеатр «На балконе» – на моноспектакль по Чехову

Город-сказка, город-мечта

Набережная реки Свислочь. Ни людей, ни машин. Вы когда-нибудь видели такой центр Минска? Художник Леонид Дударенко не просто увидел, но и запечатлел на холсте. Посмотреть на город глазами известных белорусских мастеров в эти дни приглашает Художественная галерея Михаила Савицкого. В основе выставки «Огни моего города» – произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, по которым легко проследить, как Минск менялся на протяжении 75 мирных послевоенных лет. 

«Дом Ваньковича в Минске» Леонида Щемелева

По сути это своеобразная ретроспектива, где каждое десятилетие примечательно определенными достижениями и знаковыми для горожан событиями: строительством новых микрорайонов, возрождением исторического центра, городскими праздниками. Известные художники каждый по-своему отразили Минск на холсте и бумаге, но всем им удалось передать то, что называют душой города. У Леонида Дударенко это уютные старые предместья и улочки, у Бориса Аракчеева – парады и демонстрации, у Леонида Щемелева и Владимира Товстика – прошлое Минска и его настоящее… Директор музея истории Минска Галина Ладисова обращает внимание:

– В 2020 году музей истории Минска (одним из филиалов которого является Художественная галерея Михаила Савицкого) отмечал десятилетие. Коллекции каждого из девяти фондов пополняются ежегодно, но наша особая гордость – собрание живописных и графических работ, посвященных Минску. Новая выс­тавка – это еще и интересный, на мой взгляд, документальный материал для исследователей архитектуры и город­ского быта. Скажем, рисунки с натуры Владимира Стельмашонка хорошо передают масштаб военных разрушений 1940-х и начало сложного этапа возрождения города.


Но особенно богатое на­следие оставили Минску художники, творившие в 1950–1960-е годы.

– Живописные и графические работы этого периода пронизаны надеждой на прекрасное будущее, настрое­ниями мирной и спокойной жизни, предвкушением празд­ника 900-летия Минска, – продолжает Галина Ладисова. – Это особенно заметно в акварелях Ивана Медведева, теплой живописи Александра Путейко, ве­черних пейзажах Бориса Аракчеева и Николая На­зарчука. Представлен на выставке и городской пейзаж конца 1950-х народного художника Беларуси Михаила Савицкого «Свислочь».

«Зимний вечер» Александра Путейко 

А вот произведения 1970–1980-х годов отмечены налетом ностальгии по старому городу (работы Леонида Дударенко и Виктора Марковца). В эти годы художники все чаще обращаются к теме реконструкции образа исторического города. 

Грусть по уходящему деревянному Минску воспел в своих работах и Владимир Исаченко. Так, например, его «Вечер в Сухарево» сейчас лишь напоминание о том, как выглядели тихие спальные районы в начале 1990-х. Сегодня этот пейзаж – уже на страницах летописи Минска.


Ну а образ современной столицы XXI века создали художники нового поколения: Василий Зенько, Василий Пешкун, Глеб Отчик и другие авторы. У каждого из них свой город – большой, изменчивый и многообразный. В качестве бонуса для посетителей – специальная видеозона, где можно увидеть документальные фильмы о Минске. 

«Зимний Минск» глазами Глеба Отчика

Посмотреть, как выглядит привычная архитектура без пробок и людей и проследить за тем, как менялся Минск на протяжении 70 лет, можно до 14 февраля. Обратите снимание: в понедельник и вторник в галерее выходной.

Пройдемте в сад

Тех, кого интересует не только актуальное, но и вечное, в январе ждут в гостях артисты Народного студенческого драматического театра «На балконе» БГУ. 

До конца месяца труппа по­кажет несколько новых спек­таклей, которые состоятся на площадке арт-центра БГУ (ул.  Октябрьская, 10). Все показы, обращают внимание организаторы, пройдут с соблюдением санитарно-эпидемиологических рекомендаций, поэтому закупаться билетами уже не только можно, но и нужно. 

Так, 21 января актеры сыграют спектакль «Оглянись во гневе» по пьесе известного английского драматурга Джона Осборна. Новаторская драматургия, определившая в свое время начало новой театральной эпохи в Великобритании, – то главное, ради чего стоит смотреть постановку. История, в центре которой любовный треугольник (главный герой Джимми Портер, его жена Элисон и ее подруга Элена Чарльз), когда-то считалась очень смелой, но и сегодня ее по-прежнему любят на мировых сценах. В Минске «Оглянись во гневе» еще не ставили. 

«Оглянись во гневе» в Минске еще не ставили

Чуть позже труппа представит публике «Балладину» – спектакль по мотивам одно­именного произведения известного поэта и драматурга Юлиуша Словацкого. Это пьеса-обманка: с одной стороны – банальная любовная трагедия и костюмная драма, с другой – оригинальная трактовка с ответами на вечные вопросы о природе добра и зла. О сюжет неподготовленный зритель может сломать зубы, поэтому заранее вводим в курс дела. 

Итак, в центре повествования – история о двух сестрах Балладине и Алине, которые в бедности живут с матерью в лесу. Особенно не повезло Балладине: она стала объектом ненависти ревнивой королевы Гапланы. Чтобы отбить у Балладины любимого, Гаплана отправляет к сестрам богатого королевича Киркора в надежде, что тот влюбится в Балладину и та забудет своего жениха. Но все идет совсем не по плану, и любовная драма заканчивается леденящей душу трагедией… Как артисты театра будут распутывать сети интриги, узнаем 23 января в 19:00. Количество мест на эту постановку ограничено, поэтому о билетах лучше позаботиться заранее. 

В «Балладине» разыгрывается настоящая любовная драма

Третью премьеру театр представит публике 28 января. В этот день покажут «Вишневый сад» Антона Чехова в жанре моноперформанса, а значит, в постановке будет задействован всего один актер. Кто из артистов (а главное как?) попытается уйти от классической рутины и переосмыслить известный еще со школьной скамьи текст, пока не известно. Покупаем билеты и… ждем?

leonovich@sb.by

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА и vk.com/nabalkonebsu
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter