Город мастеров

У этого модного дома необычные клиенты.
У этого модного дома необычные клиенты. Здесь одеваются все феи, гномы, вампиры, злодеи, принцы и принцессы нашей страны. Впрочем, не только они. Здесь же одеваются и герои греческих трагедий, белорусского эпоса, виллисы и маленькие лебеди. Словом, все театральные персонажи, которые выходят на подмостки по всей Беларуси - от Верхнедвинска до Кормы.

Унитарное предприятие "Театральные мастерские" занимает целый этаж в здании Большого театра оперы и балета. Но, несмотря на то что расположено под крышей театра, обслуживает оно не только балет и оперу. Здесь шьют костюмы для всех артистов художественной самодеятельности, для театров и оркестров, кинофильмов и ансамблей. Много лет здесь одевали "Песняров", "Хорошки", Государственный концертный оркестр Беларуси и бесчисленное множество театральных коллективов.

Все, что выпускают "Театральные мастерские", - эксклюзив. Работы здесь выполняются вручную, будь то роспись ткани, вязка трико или вышивка. Подобную роскошь - делать все вручную, не серийно может себе позволить далеко не каждый модный дом. Такая работа во всем мире стоит огромных денег - для коллекций "от кутюр" и то порой накладно получается. А в "Театральных мастерских" даже сценическую обувь тачают только вручную.

* * *

Здесь знают, как материализовать даже самую дерзкую мечту театрального художника. С этого, собственно, все и начинается. Художник, работающий над постановкой того или иного спектакля, приносит в "Мастерские" свои эскизы и вместе со специалистами начинает их описание. Происходит это так: сначала художник рассказывает, что он хотел бы увидеть, а потом специалисты говорят, что из этого может реально получиться. Где-то посередине этих пожеланий и вырисовывается театральный костюм. Совсем недавно здесь закончили костюмы для нового детского балета "Город мастеров", теперь начали описание постановки "Тщетная предосторожность". Расклад дается самый подробный - от трико до боа, подсчитывается каждая пуговица, прорисовывается каждый вензель узора.

Впрочем, здесь занимаются не только созданием новых театральных образов, но и "реабилитацией" старых. В декабре Театр балета уезжает на гастроли в Китай, поэтому сейчас реставрируются костюмы для "Щелкунчика". Впрочем, "реставрируются" - не совсем верно. Скорее они шьются заново, но при этом должны повторять костюм-предшественник до малейших деталей. Предыдущие наряды "Щелкунчика" уже сильно обветшали от времени и постоянных стирок. Век театрального костюма недолог. Даже несмотря на то что одевают его всего на два-три часа, за это время костюму достается по полной программе. Белоснежный лиф балерины, к примеру, после спектакля становится серо-черным. Партнер-то во время представления несколько десятков раз поднимает ее, постоянно держит за талию, вот и "залапывает", как ни грубо это звучит, до полной неприглядности. Частенько после спектакля костюм отправляется в починку, а уж после - в стирку. Стирают его только вручную - даже после самой бережной машинной стирки его можно будет попросту выбросить.

Обновление костюма - ювелирная работа. К примеру, широкие шелковые штанишки, в которых солист танцует русский танец в "Щелкунчике", из зрительного зала кажутся просто пестрым разноцветным пятном. На самом же деле тончайший шелк расписан вручную. Сейчас новые штанишки расписывают точно так же: рисунок сначала был перенесен на бумагу, а уж после - на новое изделие.

Тонкость, с какой воспроизводятся детали, производит сильное впечатление. Ну что, скажите, видно с подмостков? Тем более если сцена такая глубокая, как в Театре балета. Так, общий силуэт, блесточек немножко да перышек чуть-чуть. Для того, чтобы был понятен замысел художника, и полунамеков будет вполне достаточно. Но в том-то и прелесть этого уникального производства - костюмы здесь шьются так, что за работу не придется краснеть, даже если ее станут рассматривать не из зрительного зала, а под лупой!

- Если артист фальшивит, это сразу видно. В нашей работе точно так же, - главный инженер УП "Театральные мастерские" Полина Миронова придирчиво осматривает вышивку на кружевах для костюма Кармен. - Если, к примеру, вместо вышивки тюль просто расписать, то это внесет некую фальшь во все действо. Тогда и артист, как мне кажется, не будет верить в подлинность происходящего, а за ним и зритель...

* * *

Театральный костюм не терпит синтетики. Все должно быть натуральным, чтобы кожа артиста дышала. Ткани поставляют предприниматели, рассчитываться с ними нужно сразу. А у "Мастерских" должников - на миллионы. Погашение задолженностей за выполненные работы - больная тема. Самая большая мечта здесь: "Если бы с нами сразу рассчитались все наши должники!" Но, несмотря на хроническое безденежье, традиции менять нельзя - ткани должны быть только натуральными. Ведь в синтетическом лифе балерина уже через три минуты выступления "запечется", словно рыба в кляре. Потому приходится затягивать пояса и соглашаться со всеми условиями поставщиков.

Здесь все остается неизменным на протяжении многих лет, хотя такая верность традициям и влетает в копеечку. К примеру, на "шопеновское" платье (его еще называют платьем Жизели) необходимо 16 метров тюля. И ни сантиметром меньше. Так шили 100 лет назад, так будут шить, наверное, и еще через 100. Себестоимость одного такого платья - 230 - 250 тысяч рублей. Много это или нет - считайте сами. Но при этом учтите, что в спектакле танцует 30 балерин. Не голых, между прочим...

Впрочем, балетные наряды далеко не самые дорогие. Самодеятельность обходится дороже. Национальный костюм стоит около 400 тысяч рублей. Ведь в нем используется и ручная вышивка, и ткачество, и масса других, дорогостоящих по сегодняшним меркам, отделочных деталей.

* * *

В мастерских работает 70 человек, из них как минимум 10 заняты только обувью. Ее всегда нужно много - и самодеятельности, и особенно для балета. Ведь пуанты - это расходный материал. За месяц балерина "протанцовывает" до полной ветхости 6-7 пар. Стоит же одна пара женских атласных пуантов около 16 тысяч.

Этот вопрос в детстве, думаю, многим не давал покоя: что у балерины в носках пуантов? Кусочек деревяшки? Пенопласт? В одном фильме балерина, чтобы не травмировать ногу, обворачивала ее куском свежего мяса. Но подобные "кровожадности" - лишь художественный вымысел. На самом деле в пуантах нет ничего. Это всего лишь атласные тапочки, носки в которых уплотняются специальным клеем. Правда, клей этот - самый главный секрет обувщика. Его составляющие называют охотно: столярный клей, мука и декстрин, но сварить может только опытный мастер. Качество клея он видит сразу, по консистенции и запаху. В пуанты приклеивается 4 слоя уплотнителя из мешковины. На первый взгляд, все просто, но секреты мастерства передаются в театрах по наследству. К примеру, в Одесском оперном театре недавно умер мастер, единственный, кто знал секрет пуантов. Пришлось завхозу театра ехать в Минск, перенимать опыт наших мастеров. Но вот незадача - здесь у него все получалось нормально, а как вернулся в Одессу - все перестало "клеиться". Долго он еще нашим мастерам названивал, пока что-то начало получаться.

* * *

Сейчас в мастерских относительное затишье. Но совсем недавно здесь дым стоял коромыслом от раскаленных отпаривателей и утюгов. Намедни здесь закончили титанический труд - несколько десятков роскошных средневековых костюмов для фильма "Анастасия Слуцкая". Когда есть большой, хороший заказ, тут готовы вкалывать сутками. Мастера признаются, что от такой работы получают настоящее удовольствие. Но в последнее время солидные заказы случаются нечасто - кино-то нынче снимают редко, да и снимая стараются сэкономить на всем, к костюмированным же произведениям не обращаются вовсе - слишком дорогое удовольствие.

- Нам всегда было непросто работать, - вздыхает Полина Константиновна, - в советские времена не было финансовых проблем, были другие сложности - все приходилось делать самим. Ассортимент-то тогда какой был - пара-тройка тканей и выкручивайся, как хочешь. Но не зря же у нас люди творческие работают. К примеру, для того чтобы расшить костюм "драгоценными каменьями", пришивали на обычную пуговицу блестки (благо их-то советская промышленность выпускала), словно грани. Достаточно живописно получалось. Чего только не придумывали из "подручного материала"! Даже лаком для ногтей детали красили.

Здесь до сих пор работают мастерицы-белошвейки. Самые настоящие. По тонкому тюлю "златом-серебром" вышивают они узоры. И хотя работают на швейных машинках, работа только над одним фрагментом длится несколько дней. Есть здесь и свой "Швейк". Уже много лет вышивальщиком в мастерских работает Игорь Седякин. Когда-то он танцевал, потом по состоянию здоровья пришлось уйти, но так и остался "при театре". С нитью, говорит, работает уже почти 30 лет, даже самую сложную машину знает до последнего винтика, любой мудреный узор за 10 минут вышьет. Среди белошвеек он авторитет, за ним всегда последнее слово. Хотя и подтрунивают над ним женщины нередко. Ну что поделать - издержки производства.

* * *

"Театральные мастерские" неповторимы не только филигранностью своих работ, но еще и умением находить нестандартные выходы из сложных ситуаций. К примеру, все лебеди, короли и принцессы, щеголяют... в куриных перьях. Других попросту не используют из-за дороговизны. Все "страусовые" перья выращены на птицефабрике имени Крупской. Но надо отдать должное умелицам: из невзрачного куриного перышка они ухитряются создавать роскошные боа. Впрочем, мне приоткрыли некоторые профессиональные тайны: великолепные перья получаются из театрального газа и даже из капронового сита!

Чем больше я ходила по комнатам "Мастерских", тем отчетливее понимала неповторимость этого производства. Нигде в мире нет и не может быть ничего подобного. Ну сами посудите, разве способны иностранцы, не прошедшие через горнило советского быта, создать роскошное перо для Летучей мыши из банального кухонного сита?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter